МахаянаСтраница 2
Третья секта группы Нара - Рицу (яп. “установление”), или Риссю (яп. “школа установления”), не является чисто махаянистской сектой: как указывалось выше, в ее вероучении присутствуют элементы тхеравады. Прототипом Рицу была китайская секта Наньшань, основанная в VII в. и успешно действовавшая в этой стране в течение нескольких столетий, но затем утратившая влияние. В Японию секта была занесена в середине VIII в. Согласно вероучению Рицу, главную роль в достижении нирваны играет неуклонное следование правилам порядка, установленным в Виная-питаке, однако определенное значение имеет и медитация.
Общая численность последователей сект группы Нара вместе с их ответвлениями - около 3 млн. человек.
Несколько позже, в начале IX в. в Японии стала действовать секта Тэндай, прототипом которой являлась китайская махаянистская секта Тяньтай, возникшая в VI в. и сохраняющая свое влияние в Китае вплоть до настоящего времени. Согласно учению Тэндай, все разновидности буддизма присутствовали в историческом разуме Будды с момента его просветления, причем предпочтение среди доктрин буддизма в секте отдается одной из наиболее известных сутр махаяны - Лотосовой сутре3. Тэндай (так же как и Тяньтай) учит о существовании трех стадий познания: пустоты, предположительного понимания и срединного понимания. На первой стадии уничтожается иллюзия от чувственного восприятия, в результате чего человек получает более совершенное знание. На второй стадии прекращается “загрязнение” мира, что спасает от всех имеющихся зол. Наконец, на третьей стадии познания разрушается галлюцинация, возникшая от неведения, и в результате разум просветляется.
Тэндай имеет в Японии 21 млн. последователей, являясь, одной из самых влиятельных буддийских сект страны. Десятки миллионов сторонников и у китайского аналога Тэндай - секты Тяньтай.
Амидаизм как течение в махаяне также возник сперва в Китае (V -VI вв.), а в Японию проник только в XII в. Основные положения амидаистского учения изложены в “Трех сутрах об Амиде”. В этих канонических текстах в качестве основной цели сторонников амидаизма объявляется второе рождение после смерти в “чистой земле” (раю), которое может быть осуществлено только с помощью правителя рая - будды Амитабхи (Амиды). В раю же достижение нирваны легко и гарантировано. Пути спасения в разных амидаистских сектах несколько варьируют.
Самая ранняя из амидаистских сект Японии Юдзу нэмбуцу (яп. “юдзу” -“слияние”, “нэмбуцу” - “обращение к Амиде”), образовавшаяся в начале XII в., наряду с амидаистскими доктринами вобрала в свое учение также некоторые доктринальные положения сект Кэгон и Тэндай. Последователи Юдзу нэмбуцу рассматривают формулу обращения к Амиде “Наму Амида буцу!” (“Слава будде Амиде!”) как призыв о спасении не только самих молящихся, но и других людей.
Возникшая в конце XII в. секта Дзёдо (яп. “чистая земля”), которая является аналогом сложившейся в V в. китайской секты Цзинту, считает, что условиями, облегчающими спасение человека, являются как добродетельный образ жизни, так и вера в будду Амиду, выражаемая произнесением формулы “Наму Амида буцу!”
Отколовшаяся в начале XIII в. от Дзёдо секта Дзёдо-син (“син” по-японски “истинная”) придерживается взгляда, что спасение зависит только от веры, а не от добрых дел и неуклонного соблюдения заповедей. Оно может быть достигнуто одним повторением формулы “Наму Амида буцу!” В связи с таким пониманием пути спасения требования, предъявляемые к монахам, в этой секте существенно ослаблены: им разрешено заводить семьи, употреблять в пищу мясо и т. д.
Роль
монастырей в культурной жизни Руси
Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране – как, впрочем, и в других странах христианского мира – обители монахов всегда были не только местами молитвенног ...
Основы религии древних
славян
Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат у начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Язычество. В каждом классовом обществе следует различать культуру трудящихся и культуру господствующего класса. Примени ...
Влияние реформационных процессов на развитие капиталистических отношений в
Западной Европе
Анализ влияния протестантизма на становление капитализма был проведен немецким социологом, историком культуры Максом Вебером в знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма». Для характеристики капитализма Вебер использовал из ...