СуннизмСтраница 1
Самой влиятельной ветвью ислама является, бесспорно, суннизм. Некоторые религиеведы называют его ортодоксальным исламом, что вызывает, однако, возражения со стороны приверженцев другого направления -шиизма.
Самоназвание суннитов - “ахл ас-Сунна ва-л-Джамаа”, что на арабском языке означает “люди Сунны и согласия общины” репрессировав до этого священнослужителей всех существовавших в стране деноминаций и значительную часть активных верующих, численность всех конфессиональных групп сильно сократилась. И хотя после падения тоталитарного режима идет процесс возрождения в стране традиционных конфессий последствия варварских гонений на религию все еще дают о себе знать.
Сунниты, в отличие от шиитов, признают мусульманское священное предание Сунну в полном объеме - в составе шести сводов хадисов.
Еще одной существенной отличительной чертой суннитов является признание ими законности правления четырех первых халифов: Абу Бакра (Абу Бекра), Омара (Умара), Османа (Усмана) и Али.
Сунниты считают, что духовное и политическое руководство мусульманами должно осуществляться халифами, которых избирает община, руковод-ствуясь их компетентностью и личными качествами.
В противоположность шиитам, сунниты не признают возможность посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда.
Сунниты отличаются от шиитов также по отдельным деталям культа и по своему подходу к решению правовых вопросов.
Кстати, этот подход различается и внутри самого суннизма, в котором в IX - X вв. выделились четыре мазхаба (богословско-правовые школы), причем все они считаются одинаково правоверными: ханафитский (ханифитский), шафиитский, маликитский и ханбалитский. Различия между этими школами состоят в выборе источников и приемов при решении различных возникающих в реальной жизни правовых вопросов. Основными источниками все мазхабы признают, конечно, Коран и Сунну, но их соотношение различными мазхабами понимается несколько по-разному. Когда же в Коране и Сунне нет прямых указаний, как решить возникший конкретный вопрос, то используются такие косвенные пути, как суждение по аналогии (“кияс”), согласованное мнение законоведов (“иджма”), независимое индивидуальное суждение законоведа (“рай”) с его вариантами - предпочтительное решение (“истихсан”) и независимое суждение ради пользы (“истислах”). Различные мазхабы применяют эти приемы в неодинаковой степени и в разном наборе.
Наиболее либеральным считается ханафитский мазхаб, возникший в VIII в. в городе Куфа (Ирак) и названный по имени своего основателя -богослова и законоведа Абу Ханифы. При решении всех юридических вопросов мазхаб безоговорочно принимает в качестве источников Коран и отобранные хадисы Сунны, однако допускает их относительно свободное толкование. С некоторыми ограничениями применяется иджма, широко используются кияс и весьма специфичный для этого мазхаба истихсан. В отличие от других мазхабов ханафитскимй мазхаб разрешает своим сторонникам брать в жены, помимо мусульманок, также представительниц других единобожных религий (прежде всего христианок и иудеек).
Шафиитский мазхаб был основан на рубеже VIII и IX вв. имамом Мухаммедом аш-Шафии и представляет собой своего рода компромисс между ханафитским и более консервативным маликитским мазхабами (в целом шафиитский мазхаб все же ближе к маликитскому мазхабу). Коран и Сунна берутся шафиитами как единый источник, причем Сунна рассматривается лишь как дополнение к Корану. Так же, как и ханафиты, шафииты допускают сравнительно либеральное толкование Корана. Иджма используется довольно широко, но только в версии мединских муджтахидов (авторитетных законоведов). Применение кияса ограничено, истихсан полностью отвергается. Вместе с тем из маликитского мазхаба заимствован прием истислаха. Браки с немусульманками в этом мазхабе, несмотря на его относительную либеральность, не допускаются.
Маликитский мазхаб был основан в VIII в. в Медине законоведом Маликом ибн Анасом. Мазхаб этот довольно консервативен. Главными источниками права считаются Коран и Сунна, причем последняя рассматривается как продолжение Корана. Используется кияс, но в гораздо более ограниченных пределах, чем в ханафитском мазхабе. Иджма применяется также с существенными ограничениями. Весьма характерно использование такого приема, как истислах, являющегося изобретением этого мазхаба.
Наибольшей консервативностью отличается ханбалитский мазхаб, основанный в IX в. Ахмедом (Ахмадом) ибн Ханбалом, но окончательно сложившийся лишь в XI в. Основными источниками права служат Коран и Сунна, причем последняя считается комментарием к Корану и ее авторитет почти приравнивается авторитету Корана. Ханбалиты всегда отрицали любые новации, не предусмотренные Кораном и Сунной. Применение кияса и иджмы при решении правовых вопросов было со временем допущено, но оба эти приема используются в очень ограниченных пределах, в частности в иджме признается лишь согласованное мнение первого поколения сподвижников Мухаммеда. Среди суннитов других мазхабов ханбалиты выделяются своим фанатизмом и нетерпимостью.
Шакти
Изначальный смысл слова «шакти» — энергия или сила божества. Со временем индусы стали считать, что эта энергия помещается в жене бога, и в результате их внимание было перенесено на богинь. На протяжении многих веков тех, кто уделял особое ...
Проституция
Одно из пагубных влияний порнографии - распространение сексуального рабства по всему миру. Женщины, девушки, дети, как порнографический материал, попадают в полную зависимость от тех дельцов, которые контролируют данный рынок. С другой ст ...
Двоеверие
Принятие христианства и приобщение Древней Руси к западноевропейской книжной культуре не могло не породить проблемы взаимодействия языческой традиции и новых культурных приобретений. Принято считать, что это взаимодействие проявилось в сп ...