ВведениеСтраница 1
В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются, друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для большинства отдельных стран.
Религиозная структура населения оказывает очень большое влияние на многие стороны жизни страны. Это влияние чувствуется сильнее всего в духовной культуре, общественном и семейном быте, но заметно также и в материальной культуре, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации и т.д. Поэтому при достаточно глубоком изучении какой-либо страны непременно исследуется и религиозная структура ее населения, так как без знания этой структуры ситуация в стране не может быть оценена адекватно.
В России после Октябрьского переворота захватившая власть группировка хотела полностью пренебречь такой важной стороной духовной культуры людей, как религия. Более того, пришедшие к власти большевики во главе с В.И. Лениным, ненавидевшие религию и усматривавшие в ней одно из основных препятствий для проведения своих социальных экспериментов, развернули невиданные до того в истории человечества гонения на распространенные в стране вероисповедания (и прежде всего на православие), в результате которых были физически истреблены десятки тысяч священнослужителей и миллионы простых верующих людей.
Падение тоталитарного режима коренным образом изменило положение религии в нашей стране. Если ранее люди нередко боялись даже публично заявить о своей вере в Бога, так как за этим могли последовать дискриминационные меры, а иногда и репрессии, то теперь гражданам России представилась возможность открыто исповедовать свою религию. Кстати, выяснилось, что, несмотря на семьдесят с лишним лет гонений и неистовой атеистической пропаганды, большинство населения нашей страны осталось верным религии.
В последние годы рост интереса российского общества к религии стал очень большим. Существенно увеличилась и конфессиональная неоднородность населения. В стране начали действовать разные деноминации и секты, о которых прежде ничего не было известно. Характерно, что очень многие из них не пользуются каким-либо престижем даже в самих странах, откуда прибыли проповедники, а некоторые за свою противоправную и антигуманную деятельность даже преследовались по закону. У нас же в орбиту влияния таких сект нередко попадают слабо осведомленные о них легковерные люди.
Несмотря на резко усилившийся интерес российского общества к религии, в стране до сих пор нет трудов, в которых был бы систематически, объективно изложен материал о всех важнейших ныне существующих деноминациях. Более того, появляются работы, где фактически дается прежняя, лишь слегка “приглаженная” оценка религиозных верований, а в качестве основного авторитета приводится такой объективный “религиевед”, как В.И. Ленин. Все это ставит вопрос о настоятельной необходимости подготовки работ, посвященных обзору религиозной ситуации в современном мире.
Настоящая работа представляет собой попытку дать краткую объективную характеристику функционирующих ныне в мире религий, их направлений и основных течений, а также достаточно широко распространенных деноминаций и сект. Хотя в книге будут даны и краткие сведения по истории некоторых из этих конфессий, основное внимание будет все же обращено на их современное состояние. Естественно, что несколько более подробно, чем другие конфессии, будет рассмотрено преобладающее в России православное направление христианства.
Книга написана двумя ее авторами на основе тех курсов по религиям мира, которые они в течение нескольких лет читают в трех столичных университетах: Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском государственном лингвистическом университете и Российском университете дружбы народов.
Однако работа эта не может рассматриваться только как учебное пособие для высших учебных заведений. Ее смогут использовать для ознакомления с религиозной ситуацией в современном мире учителя школ, общественные и политические деятели, дипломатические работники и все лица, проявляющие интерес к религии.
Перед тем как приступить к характеристике религий и их подразделений, полезно остановиться на некоторых терминологических вопросах, и прежде всего сказать несколько слов о терминах, используемых в данной работе для определения религиозных образований разного иерархического уровня.
Сам термин “религия” полисемантичен, он может пониматься как в широком, так и в узком смысле. Под религией в широком смысле этого слова понимается важнейший и наивысший элемент духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или несколько божеств (политеизм). Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода социальный организм, имеющий общее происхождение, характеризующийся определенной догматической, культовой, организационной спецификой и не сводимый к более крупным организмам подобного же характера.
Территориальная организация
Епархии Ассирийской церкви востока:
Епархия США, Патриаршая епархия Восточного США, Епархия Ливана, Епархия Сирии, Епархия всего Ирака и России, Епархия Духока и Северного Ирака, Епархия Ирана, Епархия Западного США, Епархия Западной Кал ...
Шаманизм
Центральной Азии
Под центральной Азией подразумевается регион, в котором находится географический центр Азии. Народы этого региона имеют общее происхождение, историческую судьбу, обычаи, одинаковый уклад жизни. Таковыми являются тувинцы, хакассы, буряты, ...
Оправдание верой в прочтении XX века
Долгое время, по меньшей мере со времен Реформации, считалось за истину, что основная мысль Посланий апостола Павла (по крайней мере к Римлянам и Галатам) заключается в том, что Бог оправдывает грешников по вере благодатью Своей через Хри ...