Победа св. Стефана над Памом-Сотником.
Но распространение христианства не могло не тревожить местных жрецов. Доселе встречавшиеся св. Стефану волхвы не могли противостоять ему. Но выше по реке Выми жил главный жрец зырян, волхв по имени Пам. Как и многие колдуны зырянские он фактически был одним из местных князей, и имел своей столицей укрепленное селение Княжпогост. Согласно Вычегодско-Вымской летописи, Пам неоднократно участвовал в вооружённом походе на Стефана, но при этом трижды терял зрение и по молитвам святого прозревал.
А в самом начале миссии Стефана, противясь распространению новой веры, когда подкупами и подарками, а когда и силой, пытался отвратить от христианства новообращённых зырян, но больших успехов в этом не достиг, и это приводило его в ярость.
В конце 1380 года, т.е. спустя год с момента появления св. Стефана в Перми, он стал собираться в путь, чтобы лично вступить в борьбу со Стефаном, надеясь уничтожить и посрамить его.
Св. Епифаний пишет, что новообращённые зыряне отнеслись к этому намерению Пама с изрядной долей скепсиса: «Безумный старец, зачем ты похваляешься, надеясь победить истенного раба Божия? Ведь сей Стефана и богов ваших с землёй сравнял, и не сумели они ему повредить, а со знаменитых кумиров снял покрывала и побросал их своему служке по имени Матвейка, и тот сделал из них штаны и портянки и износил всё безо всякой для себя напасти и вреда. Сделал это всё Стефан не прибыли ради, но для поругания идолов».
«Пойду и посрамлю вашего учителя», – решил Пам и вступил в спор со св. Стефаном.
Состязанию Пама со св. Стефаном в труде св. Епифания посвящен целый раздел, первая часть которого посвящена спору об истинной вере. Этот диспут длился, как свидетельствует Епифаний, целые сутки («…весь день и всю ночь без пищи и без сна пребывали»).
В основе первого аргумента Пама лежала типично языческая точка зрения: чем больше богов, тем больше помощников: «… у вас, христиан, один Бог, а у нас множество богов, множество помощников, множество поборников. Дают они нам ловлю: все, что есть в водах и что есть в воздухе, и болотах, и дубравах…». Боги зырянские, по версии Пама, помогают в охоте, а также сообщают вести из дальних стран.
Св. Стефан же, возражая ему, говорит: «Можно ли, окаянный, бахвалиться тем, что ты многобожию следуешь и множество богов упоминаешь? Скорее устыдиться сего подобало бы, ибо сказано: да постыдятся все, служащие истуканам, хвалящиеся идолами своими! (Псал. 96:7)». Бог – всемогущ, наполняющий небо и землю, и Его проповедовали апостолы, в то время как боги языческие есть бесы, а идолы созданы руками человека.
Пам, видя, что его аргумент опровергнут, выдвинул другой: с его точки зрения, религия зырян есть освящённая веками и поколениями традиция, отвергать которую недопустимо, если не предложить взамен гораздо более возвышенное учение: «Ведь отцы наши и деды, и прадеды, и пращуры так жили, – я ли лучше их окажусь? Не быть сему никогда. Поведай же мне, какую истину знаете вы, христиане, что дерзаете так хулить нашу веру?».
В ответ св. Стефан рассказал о творении мира Богом, о сотворении первых людей, о Промысле Божием о мире, и о распятии Христа.
Но кудесник, выслушав Стефана, его словам не поверил, и, не сумев победить в споре, решил устрашить Стефана, вызвавшись пройти через огонь и воду, и предложив тоже самое сделать Стефану, так как был уверен, что Стефан на это не согласится никогда.
Но св. Стефан принял его предложение, сказав: «я не повелеваю стихиями, но христианский Бог велик, иду с тобою»
Были прорублены две проруби во льду, а на окраине села была подожжена отдельно стоящая хижина. Сотворив молитву, святой, взяв Пама за руку, как и было условлено, чтобы идти вместе с ним, пошёл в огонь. Но тут Пам, увидев, что Стефан готов пройти это испытание, стал порываться, не желая идти вместе со Стефаном.
Также Пам отказался и от другого испытания: войти вместе со Стефаном в одну прорубь, а выйти в другую, ниже по течению реки.
Видевшие это зыряне вознегодовали на Пама и спросили: «Старый пес! … Скажи, окаянный, почему не вошел ты ни в огонь, ни в воду и тем всячески посрамлен?»
Обратясь к народу, Стефан спросил, кем считать Пама после всего произошедшего и что с ним сделать. Народ ответил: «Обманщика предать смерти! Если оставить его в живых, он наделает тебе пакостей!». Однако св. Стефан отказался это сделать, мотивируя это тем, что Христос послал его не убивать людей, а учить их.
В итоге Пам вынужден был уступить Стефану Пермь, а сам вместе со своим родом ушёл в Сибирь и на реке Обь основал селение Алтым, жители которого вплоть до конца 19 века хранили память о нем как о первом поселенце.
А благодарный Богу св. Стефан построил храм св. Николаю на реке Вишере.
Пантеон славянских богов
В пантеоне языческих божеств каждый персонаж обладал своими определёнными характеристиками, своей отведённой только ему ролью и находился в довольно тесной связи с остальными божествами. Фактически, наши предки-славяне представляли пантео ...
Иса - “Знамение часа”.
Мухаммад, провозглашая истину о Едином, Всемогущем Боге что для его поколения было совершенно чуждым и новым, говорил и о Судном дне, как о Великом Собрании всех верующих и неверующих. “Увещевай этим тех, которые боятся быть собранными к ...
Новые взгляды на старые традиции
В 1963 году в журнале "Гарвардский теологический обзор" появилась статья К. Стендаля, озаглавленная "Апостол Павел и интроспективное западное сознание", вошедшая в его книгу "Павел среди иудеев и язычников". ...