Особенности структуры КоранаСтраница 2
Значительную часть содержания Корана составляют религиозно-правовые предписания, формирующие образ жизни мусульманина, его поведение в быту, ритуальную практику. Главный, высший персонаж Корана – Аллах, единственный бог, вечный и всемогущий. Коран отвергает концепцию троицы (4:116, 169), принятую в христианстве. Именно Аллах представлен как творец вселенной, состоящей из нижнего (земного) и верхнего (небесного) миров. Он создал первых людей Адама и его жену Хавву (Еву).
Уже в период правления Омейадов и Аббасидов возникла проблема толкования некоторых сур Корана, так как более поздние суры противоречили более ранним. Для того, чтобы оправдать эту замену, факихи разработали систему насха («отмена» – араб.). По вопросу о том, какие места Корана следует считать «отменяющими» (насих), а какие «отмененными» (мансух), возникло много исследований. Этот же принцип был использован при изучении хадисов.
Очевидно, что текст Корана подвергся изменениям при делении входящих в него материалов на главы (суры) и стихи (аяты), и особенно тогда, когда в текст были введены диакритические знаки, благодаря которым можно было различать некоторые буквы, имеющие одинаковую графику. Это изменение текста произошло не ранее 702 в городе Васите (702 – год основания города). В первоначальном списке уже имелись некоторые диакритические значки, но не было над- и подстрочных знаков (хамза, мадда, ташдид, сукун). До этого времени существенные разночтения могли возникать также из-за того, что в древнем арабском письме не указывалось удвоение букв, не ставились краткие гласные, отчего не было ясно, в каком времени – прошедшем или настоящем, употреблен тот или иной глагол. Более поздними являются и названия сур в Коране: об этом свидетельствует использование в них не содержания, а ключевых слов, входящих в ту или иную суру.
Ранние суры, текст которых представляет собой рифмованную прозу, свидетельствуют о том, что Мухаммад следовал традиции доисламских аравийских прорицателей и сказителей. Большая их часть чрезвычайно эмоциональны и отражают страх и благоговение пророка перед Аллахом, избравшим Мухаммада для выполнения особой миссии – обратить арабские племена в истинную веру. Текст изобилует образами, вероятно возникшими в сознании самого Мухаммада, метафорами, характерными для традиционных аравийских сказаний. Более поздние суры, относящиеся к мединскому периоду, более обстоятельны и аргументированы. Некоторые из них приобретают характер наставления. Они менее эмоциональны и даже суховаты.
По нашему мнению, каждая история в Коране состоит не из разрозненных, неупорядоченных версий рассказа, а образуют тематически и композиционно структурированное целое, которое, вместе с упорядоченностью рядов пророческих историй, выступает в качестве важного элемента поэтики коранического текста. Эту упорядоченность материала о пророках в Коране, как в содержательном (вероучительном), так и в структурном (композиционном) плане, мы называем словом «учение». Подобный подход позволяет увидеть многие аспекты пророческих историй, которые остаются незаметными при анализе каждой истории отдельно от других, как чаще всего бывает в известных нам работах.
В структурном отношении пророческие ряды, которые обретают «классический» вид лишь в позднемекканский период, различаются как по форме, так и по составу.
Эпизод «Изгнание Иблиса из рая, его просьба об отсрочке и обещание вредить людям» композиционно занимает разное место в структуре повествования. В четырех сурах он предшествует поселению Адама и Евы в раю и всем последующим событиям – 15:34-40; 7:13-17; 38:77-83; 17:62. В трех изгнание Иблиса совмещено с изгнанием человека из рая и занимает место после всех событий, происшедших в раю – 7:24, 2:26, 20:123. Композиция эпизода в сурах 15, 7, 38 четко следует схеме: изгнание – просьба об отсрочке – обещание погубить людей. Версию суры 17 можно считать сокращенным вариантом этой схемы: до просьбы об отсрочке отсутствует указание на изгнание Иблиса, а обещание погубить людей совмещено с просьбой об отсрочке.
III век
Первые два века христианства не знают записанного чина анафоры. Более или менее подробные повествования о чине евхаристического богослужения мы можем найти в произведениях отцов и учителей Церкви конца IV века (святого Кирилла Иерусалимск ...
Средства ликвидации кризиса
О средствах, с помощью которых можно победить дьявола - низшую бессознательную природу человека, объявил один из самых великих пророков. Их можно увидеть на росписи главного купола храма Христа Спасителя в Москве - младенец, держащий табл ...
Телесная смерть и бессмертие души
Идея бессмертия души есть идея чисто христианская. За пределами христианской традиции она не встречается. …Существуют учения, которые признают неуничтожимость духовного начала, духовной субстанции в человеке, например платонизм, различные ...