Национальные религии
В советском религиоведении четко отделялись религии национальные от мировых.
К мировым религиям, обычно относят такие религиозные верования, которые охватили своим влиянием людей различных национальностей. Традиционно называют три мировых религии: буддизм, христианство и ислам.
Формирование государств означало становление национально-государственных религий, принадлежность к которым определяется принадлежностью к данному государству. То есть национальные религии рассматривались как комплекс религиозных верований, охватывающих своим влиянием все социальные слои в пределах одной национальности.
К национальным религиям обычно относят индуизм (Индия), конфуцианство, даосизм (Китай), синтоизм (Япония) иудаизм и др.
Существует мнение, что подобное деление чрезвычайно условно. Индуизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм исповедуют люди различных национальностей, просто ареал их распространения более ограничен. Степень распространения здесь не является главным критерием. Религия становится мировой только тогда, когда нравственная проблематика выступает на первый план, когда Бог превращается в совесть мира, в его нравственный суд, а человек, чтобы спастись, должен совершить нравственный подвиг, выбрать между добром и злом[3].
Можно выделить национальные религии двух типов.
Религии первого типа рассматривают национальную принадлежность и сопутствующую ей социальную организацию как существенный или даже определяющий аспект своей конфессии (в том числе и на доктринальном уровне). К этим религиям относятся иудаизм (вера в богоизбранность иудеев и замкнуто-общинный характер этой религии, смягчавшийся лишь в краткий период прозелитизма в эпоху раннего эллинизма и резко усилившийся в талмудический период), индуизм (в строгом смысле быть индуистом означает принадлежать к определенной варне и касте, т.е. родиться в Индии, в индийской семье) и синтоизм, ориентированный исключительно на Японию даже в своей «священной географии».
Национальные религии второго типа не связаны так жестко с национальной принадлежностью и социальными институтами общества своего происхождения и теоретически при определенных условиях могли бы стать мировыми. Причины, не приведшие к этому, как правило, имеют субъективный характер: историческая обстановка в данное время и в данном месте, отсутствие миссионерской деятельности, конкуренция со стороны мировой религии.
Для примера можно привести джайнизм, зороастризм и манихейство (последнее весьма успешно распространялось в III— IV вв. в Римской империи, но не выдержало конкуренции с христианством). К таковым можно также отнести конфуцианство и даосизм.
Влияние христианских еретических сект.
Влияние христианства на Аравию было через Абиссинию (Эфиопию) на севере Йемена перед зарождением ислама. Мухаммад рождается в год Слона (570 г.), в период натянутых отношений между Абиссинией и Аравией. Абраха (Аbraha) в 567 г. н. э. воев ...
Протестантизм в России
Протестантизм в России имеет 400-летнюю историю. Первые немецкие лютеранские церкви и общины появились в России в XVI в., еще во время Реформации. На рубеже XIX – XX вв. насчитывалось около 200 лютеранских церквей, объединявших более 1 10 ...
Реформация индуизма
Термином реформации (ренессанс индуизма, нео–индуизм) обозначается комплекс перестроечных процессов, происходивших в индуизме в XIX – первой половине ХХ вв. Индия была тогда английской колонией, и в ее жизни происходили социальные, эконом ...