Диалектика мифаСтраница 1
Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фактический вымысел. Разумеется, мифология есть выдумка если применить к ней точку зрения науки, да и то не всякой, но лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской истории последних двух – трех столетий.
А с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя сказать, что миф есть фикция и игра фантазии.
Миф не есть бытие идеальное. Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь и со всеми ее надеждами страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью. Миф не есть научное построение. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями; он, например, олицетворяет, обоготворяет, чтит или ненавидит, злобствует.
Миф состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально; наука всегда превращает жизнь в формулы, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы. Поэтому необходимо надо считать, что уже на первобытной ступени своего развития наука не имеет ничего общего с мифологией.
Но если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука всегда не только, сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпая из нее свои исходные интуиции. Итак, наука, как таковая, ни с какой стороны не может разрушить мифа. Миф не есть метафизическое построение. Миф – это самое реальное и живое, самое непосредственное и даже чувственное бытие. Характеризуя миф как потустороннюю сказочную действительность, мы не вскрываем существа мифа, а лишь выражаем свое отношение к нему, т.е. характеризуем самих себя, а не миф. Пусть миф – сказка. Но это верно только тогда, если мы твердо запомним, что эта сказка есть реальное и даже чувственное бытие, осязаемое жизненное событие. Миф не есть ни схема, ни аллегория. Аллегория есть прежде всего некая выразительная форма выражения. Миф никогда не есть только схема или только аллегория, но всегда прежде всего символ, и, уже будучи символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и усложнено-символические слои. Миф не есть поэтическое произведение. Вопрос об отношении мифологии и поэзии весьма запутанный вопрос. Мифический и поэтический образ суть оба вместе виды выразительной формы вообще.
Нельзя сказать, что сущность поэзии заключается в изображении прекрасного или одухотворенного, т.е. нельзя сказать, что сущность поэзии заключается в тех или других особенностях ее предмета. Когда мы говорим, употребляя некритические понятия, что поэзия изображает прекрасное, то это вовсе не значит, что предмет ее действительно прекрасен. Всем известно, что предмет ее может быть и безобразен или мертв. Стало быть, поэтичен не самый предмет, к которому направлена поэзия, но способ его изображения, его понимания. Мифологический образ мифичен в меру своего оформления, т.е. в меру своего изображения, в меру понимания его с чужой стороны. Мифичен способ изображения вещи, а не сама вещь сама по себе.
Миф не есть личностная форма. Личность предполагает прежде всего самосознание, интеллигенцию. Личность этим именно и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее с мифом оказывается совершенно несомненным.
Деметра и Персефона
Дионис был не единственным греческим божеством, чей трагический миф и ритуал отражают увядание и возрождение растительности. В новом обличье тот же древний миф дает себя знать в предании о Деметре и Персефоне. В своей основе он идентичен ...
Родноверие - новое религиозное течение в
современной России
Интерес к славянскому язычеству среди представителей российской интеллигенции обычно обостряется в условиях кризиса религиозности и государственнических (имперских) ценностей. Это наблюдалось как в начале XX в., так и я конце XX - начале ...
Былина о Михаиле Потоке.
К моменту принятия христианства этот языческий пантеон почти сравнялся с пантеоном христианским. Видимо, поэтому смоляне приняли новую веру без особого надрыва и нервных потрясений, хоть не без противодействия, на что намекает известная б ...