Епархия в начале XX столетияСтраница 1
В конце XIX века в духовной жизни России отчетливо выделяются тенденции, направленные на защиту традиционных ценностей, и, в первую очередь, Православия и культуры. Это связано, прежде всего, с проведением реформ, давших народу ряд ограниченных прав и обязанностей, в том числе в области образования, самоуправления, защиты в суде, смены рода занятий, свободы передвижения. Государство проявляло большую заинтересованность в подлинной церковности подданных Российской Империи. Среди народа начинает распространяться катехизаторская литература, печатается на русском языке Библия, в часть которой вошел перевод архимандрита Макария (Глухарева); создаются проповеди, доступные для простых людей, содержание их приближается к злобе дня, происходит их политизация, расширяется издание учительной литературы и церковных журналов. Особое внимание обращается на организацию приходских общин и миссионерскую деятельность, растет число православных церковных братств, развивается сеть церковноприходских и воскресных школ. Предполагалось, что церковноприходские школы будут «утверждать в народе православное учение веры, христианской нравственности и первоначальные полезные знания». Число церковно-приходских школ быстро росло: если в 1884 году их было более 4000, то в 1903-м насчитывались 44421 школа с 1909700 учениками обоего пола.
К концу XIX века особого расцвета достигает академическое образование. По мнению протоиерея А. Шмемана, «научный уровень и научная свобода профессоров русских духовных академий < .> ни в чем не уступали уровню западноевропейских и русских светских ученых, а очень часто и превосходили его». Всё это способствовало духовному расцвету Орловской епархии в начале XX века.
За период возникновения до начала ХХ века Орловской епархией управляли 14 архиереев, по всей Орловской области было построено 988 церквей, из них 42 — в самом городе Орле: кафедральный собор, 15 приходских, 5 кладбищенских, 12 домовых, 5 в Архиерейском доме, 4 в женском монастыре.
Возрос общественный интерес к отечественной истории, наметился поворот философской мысли к Православию — все это способствовало возникновению церковно-археологических комитетов.
28 сентября 1900 года Орловский церковно-археологический комитет (ОЦАК) был учрежден по типовому уставу под председательством И. Е. Евсеева, инспектора семинарии.
В 1901 году комитет обратился с просьбой о перемещении мощей священномученика Кукши в Орел. 27 августа 1905 года комитет был преобразован в связи с расширением состава и рода деятельности в Орловское церковное историко-археологическое общество (ОЦИАО). Возглавил его законоучитель священник Илия Ливанский. Общество избрало своим небесным покровителем святого Кукшу. Резолюцией епископа Кириона от 25 февраля 1905 года было установлено торжественное празднование памяти святого Кукши. Указ Святейшего Синода от 13 августа того же года разрешил подобное празднование 27 августа (9 сентября по н.ст.)
Помимо деятельности ОЦИАО, духовному развитию Орловской епархии способствовали приезд Императора Николая II с наследником, неоднократные посещения нашего города Великой княгиней Елизаветой Федоровной и святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Царь Николай II посетил Орел 6 мая 1904 года. В это время на Орловской кафедре служил Преосвященный Кирион (Садзагелов), ставший епископом Орловским 23 апреля этого года и правивший до 3 февраля 1906 года.
С Орлом связаны малоизвестные страницы жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Много лет она состояла Августейшим шефом 51 Черниговского драгунского полка, расквартированного в Орле. В 1904 году 3 июня Великая княгиня прибыла в наш город, чтобы проводить подшефный полк на русско-японскую войну. Елизавету Федоровну сопровождал Великий князь Сергей Александрович. После смотра полка Великая княгиня присутствовала при освящении полкового Покровского храма (не сохранился до нашего времени, сейчас его бывшая территория примыкает к зданию музыкальной школы № 2). Чин освящения церкви совершил отец Митрофан Сребрянский.
Великая княгиня Елизавета Федоровна в июне 1906 года снова приезжала в Орел — для осмотра возвратившегося с Дальнего Востока Черниговского полка. Она встретилась с отцом Митрофаном Сребрянским.
Духовному развитию Орловской епархии способствовала писательская деятельность Сергея Александровича Нилуса. После службы судебным следователем в Закавказье он вышел в отставку и поселился в родовом имении в Орловской губернии с намерением заняться хозяйством.
В 1907 году Нилус переезжает с женой в Оптину Пустынь.
В начале XX века становится широко известен своей благочестивой жизнью приходской священник Георгий Коссов из села Спас-Чекряк. С первых дней своего пастырского служения отец Георгий начал вести активную просветительскую работу среди прихожан своего храма. Особое внимание он уделял духовному образованию детей. И с этой целью в селе трудами батюшки была открыта одноклассная церковно-приходская школа, которая несколько лет спустя по решению Орловского епархиального управления была преобразована во второклассную. Кроме этой школы, отец Георгий устроил ещё несколько школ грамоты в своем приходе по деревням, а также приют для девочек, где обучалось более 150 человек.
Библия - священная книга христиан.
Библия
— священная книга христиан и иудеев. Ее еще называют Священным Писанием,
так как христиане верят в то, что она была написана конкретными авторами по внушению самого Бога (поэтому иудаистская, а позже и христианская традиция считали ...
Ислам - Мировая религия
Третьей, наряду с буддизмом и христианством, "мировой" религией является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая рел ...
Учреждение Пермской епархии. О Стефане-епископе.
После победы св. Стефана над Памом число желающих принять христианскую веру выросло многократно. Желающих креститься было столь много, что зачастую святитель крестил людей в реках Выми и Вычегде.
Успехи Стефана в обращении зырян к вере б ...