Исида
Определить изначальную функцию богини Исиды еще труднее, чем определить изначальный смысл фигуры Осириса. Атрибуты и эпитеты этой богини были настолько многочисленными, что в иероглифах она фигурирует под названиями "многоименной" или "тысячеименной". Попытаемся в сложной природе этой богини выделить исходное ядро, которое постепенно обросло другими элементами.
Как было доказано выше, брат и супруг Исиды Осирисв одной из своих ипостасей был богом хлеба; наверняка была богиней хлеба и она. Подтвердим наше предположение некоторыми основаниями. Если верить Диодору Сицилийскому, который черпал свои сведения, скорее всего, у египетского историка Манефона, египтяне приписывали Исиде открытие пшеницы и ячменя. В память о благодеянии, которым она одарила людей, на посвященных ей праздниках люди шествовали с побегами в руках. Еще одну подробность сообщает Блаженный Августин. Исида, по его словам, обнаружила ячмень во время принесения жертвы ее общим с Осирисом предкам (все они были царями) и показала свою находку – колосья ячменя – Осирису. Далее, египетские жнецы, срезав первые колосья, клали их на землю, били себя в грудь, причитали и обращались с молитвами к Исиде. Мы уже разглядели в этом обычае плач по хлебному духу, убитому ударом серпа. В числе эпитетов, которые применяются к Исиде в надписях, есть такие: "созидательница всего зеленого", "зеленая богиня, цветом подобная зеленеющей земле", "владычица хлеба", "госпожа пива", "госпожа изобилия". Исида, если верить Бругшу, "не только творит зеленое покрывало из растений, которое покрывает землю, но сама является зеленеющим хлебным полем, которое она олицетворяет". В пользу этого говорит и применяемый к ней эпитет sochir или sochet (что значит "хлебное поле", он продолжает сохранять это значение в коптском языке). Исиду считали богиней хлеба и греки, которые отождествляли ее с Деметрой. В греческой эпиграмме о ней говорится как о "дающей жизнь плодам земли", "матери хлебных колосьев", а в написанном в ее честь гимне Исида называет себя "царицей пшеничного поля" и именуется "той, на ком лежит попечение о плодородии борозд, засеянных пшеницей". Поэтому греческие и римские художники часто изображали богиню с хлебными колосьями на голове или в руке.
Древний образ Исиды как деревенской богини зерна, в честь которой справляли свои незамысловатые обряды египетские крестьяне, впоследствии перекрывался поздним образом утонченной святости. Исида теперь рисовалась поклонникам верной женой, нежной матерью, благодетельной царицей природы, окруженной ореолом нравственной чистоты и духовной святости. В этой возвышенной, преображенной форме богиня Исида завоевала себе множество приверженцев далеко за пределами своей родины. В сумбурном нагромождении религиозных систем, сопровождавших упадок античной государственности, ее культ был одним из самых популярных в Риме и во всей Римской империи. Обряды в честь Исиды выгодно отличались величественной сдержанностью, торжественностью, соблюдением внешних приличий и были пригодны для успокоения мятущихся и страдающих душ. В силу этих особенностей культ Исиды был особо притягателен для женщин, которым претили кровавые и распущенные ритуалы других восточных богинь.
Поэтому неудивительно, что в период упадка Рима, сопровождавшегося разрушением традиционных верований, культ Исиды стал еще более востребован. У многих верующих безмятежный образ богини, воплощающий душевную уравновешенность и обещавший бессмертие, вызывал религиозный экстаз, подобный тому, который в средние века вызывала у верующих дева Мария. Это сходство не случайно: Древний Египет внес немалый вклад разработку пышной символики и теологии католицизма. Например, изображение Исиды, кормящей грудью младенца Гора, настолько сходно с изображением Мадонны с младенцем, что некоторые невежественные христиане молились на него. И не исключено, что прекрасным эпитетом stella Maris – "Морская звезда" (так обращались к ней застигнутые бурей моряки) дева Мария обязана покровительнице мореплавателей Исиде. Чертами морской богини Исиду, вероятно, наделили греческие мореплаватели из Александрии. Они абсолютно чужды изначальному облику богини и национальному характеру египтян, которые, как известно, не любили моря. Настоящей stellaMaris, если принять эту гипотезу, будет Сириус, яркая звезда Исиды, которая июльским утром поднимается на востоке Средиземного моря над зеркальными водами, предвещая морякам хорошую погоду.
Литургия
Иерусалимского и Византийского типа
А. Иерусалимская группа.
1. Литургия Апостольских постановлений, содержащаяся во II и VIII книгах их (так называемые СА II и СА VIII).
2. Греческая литургия апостола Иакова.
3. Сирийская литургия апостола Иакова.
Б. Византийская групп ...
Изображение бога. Каноническое изображение Бога
Образы Богов в развитых религиозно-мифологических системах очень сложны по структуре и по составу вплетенных в них элементов, но многие из них глубоко уходят корнями в первобытность. В мифологии народов, не достигших стадии зарождения кла ...
Понимание Мухаммадом слова “Сын”.
Сура 19, айат 36 говорит: “Не подобает Аллаху брать себе детей, хвала Ему!” Также сура 2:110 направлена против христиан, как отмечает И.Ю. Крачковский: “И сказали они: “Взял Аллах для себя ребенка”. Хвала Ему! Да, Ему принадлежит все, что ...