СлавянеСтраница 1
В ритуальном сооружении «Великанша», найденном в районе Шумска, наши предки приносили в жертву людей и животных, видимо, по кельтскому образцу, сам обряд здорово напоминает месть княгини Ольги древлянским князьям за убийство ее мужа, князя Игоря. Рыбаков пишет: «В шумском ритуальном сооружении все соответствует "огромному чучелу", созданному для "общественных жертвоприношений". Чучело изготовлено из кольев и легкого материала, прочной кровли над сооружением не было. Чучело огромно, длина его в 3,5-4 раза превышала размеры жилищ в соседних синхронных поселках древлян X-XI вв. Внутри чучела сожжены бык, птица и многое непознаваемое другое. Были ли сожжены люди, мы утверждать не можем, но вещи людей в кострище были.
Человеческие кости в могильнике рядом с чучелом, охраняемые погребальной урной, сохранились в ничтожных остатках».
Удивительно похожим на жестокое отношение кельтов в Британии по отношению к римлянам и описанное у Тацита, являются жестокие действия славян, описанные Псевдо-Кесарием, который пишет, что славяне с удовольствием поедают женские груди из-за того, что они наполнены молоком, при этом подобно мышам разбивают головы младенцев о камни. Прокопий Кесарийский, также рассказывая о небывалой жестокости славян, пишет, что в начале они не щадили никакого возраста, но убивали поголовно всех, кто попадался с того момента, как они пришли в страну римлян. Так что вся земля наполнилась трупами. Убивали они попавшихся ни мечом, ни копьем, ни другим каким-либо привычным способом, но очень крепко вбивали в землю копья и, силой направляя острие копья между ягодиц, вплоть до внутренностей человека, — вот таким образом они считали правильным пускать их в расход. И эти варвары, вкопав в землю на значительную глубину четыре толстых столба, привязывали к ним руки и ноги пленных, а потом, непрерывно колотя их дубинами по голове, убивали. Других же вместе с быками и овцами, которых они не могли угнать в родные места, сжигали без всякой жалости, заперев в сараях.
О принесении, причем добровольном, в жертву близких людей покойного мы знаем из арабских источников. По запискам Ибн Фалдана погребальный обряд длился десять дней. Умершего помещали в могилу с крышей. Имущество разделяли на три части: треть женам и дочерям, треть на погребальный реквизит и треть — на поминки. Из числа «девушек умершего» одна соглашается быть его женой в потустороннем мире и обрекает себя на смерть и на последующее сожжение. Все десять дней подготовки и кремации, пока шили одежду для умершего, остальные пили и развлекались с женщинами. «А та девушка, которая сожжет сама себя с ним, в эти десять дней пьет и веселится, украшает свою голову и саму себя разного рода украшениями и платьями и, так нарядившись, отдается людям».
Одним из главных священных деревьев кельтов был дуб, выполнявший, судя по всему, и роль Мирового дерева. Такую же картину мы наблюдаем у славян.
«Средневековая топонимика знает урочище Перунов дуб в Галицкой земле, что важно для нас как документированное посвящение дуба именно Перуну-громовержцу. Поклонение древних русов Перунову дубу описано императором Константином Багрянородным Подробно рассказав о многотрудном переходе русской торговой флотилии через днепровские пороги и опасную Крарийскую переправу, Константин пишет о благодарственном молебне руссов-язычников на острове Хортице: «Пройдя это место, они достигли острова, называемого Святым Георгием, и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там рос огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий — зарезать ли их, или съесть или пустить живыми .»
Из животных кельты более всего почитали кабана, который к тому же служил проводником в царство мертвых. Дуб и связанный с этим деревом кабан не менее почитались и славянами. Дважды наука обогатилась находками подлинных священных дубов языческого времени. Первая находка была сделана в 1909 г. В 8 км от устья Десны близ Никольского монастыря из воды был извлечен ствол дуба около 20 м длины. Дуб погиб сравнительно молодым — судя по годичным кольцам, ему было около 150 лет. В свое время в толщу ствола были врезаны и успели врасти в древесину четыре кабаньих челюсти, расположенные квадратом. Челюсти принадлежали молодым кабанам.
Вторая аналогичная находка дубового ствола с кабаньими клыками была сделана в 1975 г. неподалеку от первой в Днепре, ниже устья Десны. На высоте 6 м от корней в ствол дуба были также вживлены 9 кабаньих челюстей, образующих фигуру квадрата со стороной в 34 см. Нижняя часть ствола носит следы огня. Дата по С — примерно середина VIII в. н. э.
Неандертальские погребения
Археологи открыли несколько десятков случаев захоронений скелетов или черепов неандертальцев. Наиболее известны из них погребения в гроте Мустье, в пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гроте Киик-Коба ( ...
Оценка деятельности Новоапостольской Церкви
Хотя НАЦ исповедует веру во Святую Троицу и Иисуса Христа как Сына Божия, ее нельзя рассматривать как традиционную Христианскую Церковь. Среди западных религиоведов нет единого мнения: считать ли НАЦ христианской конфессией или сектой. Но ...
Учреждение Пермской епархии. О Стефане-епископе.
После победы св. Стефана над Памом число желающих принять христианскую веру выросло многократно. Желающих креститься было столь много, что зачастую святитель крестил людей в реках Выми и Вычегде.
Успехи Стефана в обращении зырян к вере б ...