КельтыСтраница 3
Во многих культовых сооружениях кельтов находили человеческие черепа, части черепных коробок и разрозненные кости многих скелетов. Чаще всего скопления человеческих костей обнаруживается в "шахтах" — расщелинах в скалах, где жертвы скапливались на протяжении нескольких столетий периода гальштата и латена. Здесь среди других предметов в некоторых шахтах сосредоточены черепа и кости тридцати— пятидесяти человек, но целые скелеты взрослых людей встречаются редко . тогда как скелеты детей находятся во многих местах. Положение костей и сопровождающие их вещи явно говорят о совершённых жертвоприношениях».
А.Я. Гуревич сделал попытку по древним ирландским сагам вычленить фрагменты ритуала человеческого жертвоприношения. Так конунг Аун принес в жертву своих сыновей, чтобы продлить себе жизнь; человека закапывали в землю «ради урожая»; при убийстве девочки ее несли к яме; после поединка богов остатки тела побежденного разбрасывали по всей Ирландии для благополучия и процветания страны. В сагах иногда говорится об одноногом, одноруком, одноглазом человеке, что в кельтской традиции означает причастность к потустороннему миру. Пережитки человеческих жертвоприношений прослеживаются в играх, проводимых в Британии во время традиционного еще с кельтских времен праздника I мая.
«О большом значении, которое кельты придавали рассечению жертв, свидетельствует сенсационное открытие, сделанное в 1963 г. в районе Дижона во Франции . Здесь в воде около святого источника лежало 190 деревянных скульптур, закрытых сверху галькой, ветками и соломой и, по-видимому, спрятанных при уничтожении кельтского святилища, в середине I в. н. э. Среди скульптур есть две целые фигуры, одетые в плащ и тунику, но основная масса находок представлена специально выточенными частями тела, сделанными в натуральную величину: сорок голов человека, 16 изделий из соединенных вместе 2-3 голов, 14 частей торса, 27 ног, 3 руки с ладонями, а также головы быка и коня. Вероятно, в конце кельтской цивилизации такие изображения заменяли при обрядах прежние кровавые жертвы».
Не было более тяжкого наказания у кельтов, чем отлучение от жертвоприношения, о чем свидетельствует, так же как и о колоссальном влиянии друидов на общество Юлий Цезарь: «Именно они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным, совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или о границах, — решают те же друиды, они же назначают награды и наказания, и если кто, будет ли это частный человек или же целый народ — не подчинится их определению, то они отлучают виновного от жертвоприношения. Это у них самое тяжелое наказание. Кто таким образом отлучен, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды, точно от заразного, как бы он того не домогался, для него не производится суд, нет у него и права ни на какую бы то ни было должность».
Как видим, кроме непременного участника всех жертвоприношений, друиды выступают также и в роли прорицателей и гадателей, в роли судей и вершителей жизни не только рядовых членов кельтского общества, но даже и королей.
Кристиан-Ж. Гюйонварк и Франсуаза Леру в книге «Кельтская цивилизация» пишут: «В любом случае, жертвоприношение является основным обрядом кельтской религии, так же как всех остальных религий, включая христианство, и нужно признать, что обряд жертвоприношения совершался строго определенным способом. Существует множество разновидностей возможных жертв . Немаловажен способ жертвоприношения — бескровное жертвоприношение повешение, утопление, захоронение — кровавое жертвоприношение убийство, кремация — растительная жертва или жертвенное возлияние молоко, вода или брага».
По замечанию тех же авторов, название кельтского жертвоприношения во всем островном кельтском мире стало обозначать евхаристию. Такая же ситуация, кстати сказать, и с русским языком.
Большое значение играло, конечно, и место совершения жертвоприношения, которое тоже имело сакральное, если не космогоническое значение. Интересное описание воздействия друидов на войско римлян и описание мест жертвоприношений дал Корнелий Тацит: «На берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины, похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы, бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов, и они, словно окаменев, подставляли неподвижные тела под сыплющиеся на них удары. Наконец, вняв увещеваниям полководца и побуждая друг друга не страшиться этого исступленного, наполовину женского войска, они устремляются на противника, отбрасывают его и оттесняют сопротивляющихся в пламя их собственных факелов. После этого у побежденных размещают гарнизон и вырубают их священные рощи, предназначенные для отправления свирепых северных обрядов: ведь у них считалось благочестивым орошать кровью пленных жертвенники богов и испрашивать их указаний, обращаясь к человеческим внутренностям». Далее он описывает поведение британцев, поднявших восстание против римлян под руководством неистовой королевы Боудикки: «Известно, что в упомянутых мною местах погибло до семидесяти тысяч римских граждан и их союзников. Ведь восставшие не знали ни взятия в плен, ни продажи в рабство, ни каких-либо существующих на войне соглашений, но торопились резать, вешать, жечь, распинать, как бы в предведении, что их не минует возмездие, и заранее отомщая себя». На самом деле, кельты, не боясь смерти, не боялись и возмездия, а описанные Тацитом ужасы, совершенные британцами для них самих, не более чем жертвоприношение пленников, причем произведенные в интересах разных слоев населения — здесь и бескровные жертвы — повешение и распятие, и кровавые, и огненные жертвоприношения. Далее сам Тацит отчасти подтверждает эту мысль: «вот что совершили они самого ужасного и жестокого: они вешали женщин из лучших семей, они отрезали их груди и пришивали им ко рту, чтобы казалось с виду, будто те поедают их. После чего они протыкали их тела насквозь снизу вверх острыми кольями. И все эти злодейства они вершили во время своих жертвоприношений и пиршеств, которым предавались в своих святилищах и особенно в священном лесу Андрасты, который почитается у них особо». Ф. Леру считает, что война в Британии носила ярко выраженный религиозный характер: «Тексты умалчивают о том, чем отвечали римляне со своей стороны, но все это явно приняло характер религиозной войны, вызванной разрушением святилища друидов в Англези».
Порнография - наркотик
Половые отношения - это то, что затрагивает самые глубокие чувства личности. Поэтому их нельзя воспринимать как развлечение. Многочисленные исследования показали, что порнография влияет на психику человека так же сильно, как и наркотики. ...
Дионис
Дионис (или Вакх) известен нам как олицетворение винограда и веселья, вызываемого виноградным вином. Экстатический культ этого бога с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством зародился, видимо, у грубых фракийских ...
Индо-буддистский тип культуры
1) Период ранних цивилизаций (около 2,5 тыс. лет до Р.Х. – 1,5 тыс. лет до Р.Х.).
Хараппская земледельческая цивилизация сложилась к сер. 3 тыс. до Р.Х. в бассейне реки Инд и Пятиречьи (Пенджабе) на северо-западе Индостана – субконтинент ...