СлавянеСтраница 3
Народное предание относит создание мира к первому весеннему месяцу — марту, название которого говорит о времени, посвященному Марсу, — богу-громовнику, победителю демонических ратей. Во всех мифологиях божество весенних гроз, как оплодотворитель земли и податель урожаев, наделяется творческою силою, от его дыхания произошли ветры, от его глаголов — громы, от слез — дожди, от густых волос — облака и тучи». Будучи монотеистами, славяне и кельты имели вместе с тем огромное количество богов, выполняющих различные функции, которые так или иначе связывались с человеческой деятельностью. Поскольку мир был создан одним богом из собственного тела, а человек из частей земли по образу этого бога, казалось бы, зачем нужны посредники в виде более мелких богов? Вместе с тем многообразие природных явлений и человеческой деятельности нуждалось в более мелких «управителях» и «покровителях». Чем сложнее становились общественные отношения, тем большее количество богов появлялось в национальном пантеоне.
Любопытно, что финская космогония развивает практически ту же идею, что и космогония скандинавов и славян. «Изначально обитала в воздушной области дева Ильматр — буквально дочь воздуха, однажды спустилась она с эфирных высот на море, и вот поднялась буря, море взволновалось, Ильматр зачала в утробе своей сына от ветра и носилась по морской поверхности ровно семьсот лет, наконец чудному ребенку надоело заключение, и он сам проложил себе дорогу из чрева матери, это был Вейнемей-нен — бог, обладающий даром могучих чародейских песен. Подобно светлому богу русского народного предания, он плавает по волнам первобытного моря и пением своим, то есть громовым словом и звуками завывающей бури, творит острова, мысы, заливы и подводные камни.
Затем прилетает орлица, соответствующая голубям карпатской колядки, садится на колена Вейнемейнена и несет яйца, из которых потом созданы были солнце, луна и звезды. Орел — олицетворение грозовой бури, из-за разбитых молниями и рассеянных ветрами туч он выводит круговидные светила, которые на метафорическом языке уподоблялись золотым яйцам, снесенным мифическою птицею».
Мифология, как правило, оперирует разными попытками бога создать человека. Так, в Ирландии было несколько волн переселенцев, и судя по тем свойствам этих жителей, каждая раса создавалась богом разными способами и из разного материала. Вот что пишет Афанасьев: «Создание первого человека миф ставит в теснейшую связь с преданиями о происхождении огня. Как на земле огонь добывался через трение одного полена, вставленного в отверстие другого, так и на небе бог-громовник сверлит гигантское дерево-тучу своей острой палицей, и от этого сверления она чреватеет и рождает малютку молнию. Древнему человеку, который в громовой палице узнавал детородный член бога-оплодотворителя земной природы, естественно было это представление о происхождении огня и молнии сблизить с актом соития и зарождения младенца, тем более, что самая жизнь, одушевляющая человека, понималась как возженное пламя. Священные песни Вед в добытом трением огне видят плод супружеского соединения обрубков дерева, из которых один представляет воспринимающую жену, а другой — воздействующего мужа, масло же, которым их умащали, называют плотским семенем. Отсюда возникли мифические сказания, во-первых, что душа новорожденного нисходит на землю в молнии, и во-вторых, что первая чета людей создана богами из дерева».
Культура древней Руси
Основой любой древней культуры является письменность. Славянская письменность существовала задолго до появления на Руси христианства. Однако христистианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. Кадры п ...
Вызовы средств массовой информации (СМИ)
Свой вклад в быстрое падение нравов во второй половине ХХ – начала. XXI вв. вносит и массовая культура. Распространителями новых ценностей стали продюсеры телепрограмм, магнаты киноиндустрии, рекламодатели модных товаров, приверженцы «ган ...
Паул Клее
Швейцарский живописец и график Пауль Клее (1879 – 1940) также относится к числу основоположников современного искусства. В 1911 году он работал в Мюнхене вместе с Кандинским, который именно в это время совершал свой "скачок в абстрак ...