Территориальные особенности в вопросе вероисповядания
Важным аспектом религиозной ситуации в Беларуси является ее территориальная динамика.
Чтобы рельефнее представить религиозность в ее региональном срезе, сравним религиозное самоотнесение белорусов с другими формами их самоотнесения, посмотрим, как эти формы проявляются в зависимости от региональных, экономических, социальных, культурных условий проживания опрашиваемых.
В этом плане особенно отличается белорусско-польское приграничье. В прилегающих к Польше районах Гродненщины количество респондентов, относящих себя к верующим людям, составляет 58 процентов (в прилегающих к Беларуси районах Белостотчины уровень религиозного самоотнесения составляет 87 процентов). В белорусско-российском приграничье картина религиозности совсем иная. В прилегающих к России районах Витебщины о своей религиозности заявили лишь 19 процентов опрошенных. Это свидетельствует о том, что интенсивность религиозности по республике далеко не одинаковая. Количество верующих в западных, граничащих с Польшей районах втрое превышает количество верующих в районах, граничащих с Россией.
Важно отметить резкие отличия по регионам количества людей, чуждых религиозной вере. На Гродненщине неверующих набирается 12, 5, а в приграничье Витебской области - 49, 4 процента. Так же контрастно выглядит соотношение колеблющихся в своем отношении к вере в Бога на западе и востоке страны. На Гродненщине их 29, 9 процента от общего массива опрошенных, на Витебщине — 31, 9, Могилевщине — 39, 5, Гомелыцине — 42, 9 процента.
Весьма показательна разница ответов респондентов по регионам относительно будущего религии. Мнение, что институт церкви непоколебим, никакие исторические перипетии его не касаются, церковь будет существовать вечно, в западных регионах страны разделяют три четверти опрошенных.
Анализ материалов дает основание утверждать, что в различных регионах существует различная активность в деятельности религиозных структур и организаций и, соответственно, различная степень их воздействия на повседневную жизнь, групповые и индивидуальные особенности поведения людей.
Поскольку религиозные институты и организации западных областей более активны и влиятельны, имеют большую численность, они в большей степени воздействуют на различные стороны жизни и деятельности людей, имеют больший авторитет среди населения. Поэтому понятно, почему для 57 процентов жителей Брестской области религия играет первостепенную роль во всех сферах повседневности.
Обобщение приведенных результатов социологических исследований подводит к заключению, что в современном белорусском обществе религия выступает как одно из самых влиятельных духовных явлений. Причем в западных регионах она оказывает на повседневную жизнь людей влияние вчетверо большее, чем в восточных. Респонденты здесь в 2, 3 раза чаще, чем на востоке страны, называют религию в качестве определяющего человеческую судьбу фактора.
Особенности образа св. Стефана в коми фольклоре.
И вот настало время сказать несколько слов об образе Стефана уже не в соборной памяти Церкви, а в народном творчестве коми народа. Уже само по себе то, что христианский святитель становится героем фольклора, есть случай уникальный. Можно ...
Тотемизм
Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом.
Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей и тотемом – мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или ра ...
История человечества по
Корану. Фантастика и действительность
В Коране отсутствует представление о человеке как "венце творения", а также о постепенности развития жизни на Земле, ее биосферы и тем более ноосферы – сферы человеческого разума.
Согласно Корану, созданию Аллахом человека пред ...