Развитие христианской
мифологииСтраница 1
С победой в христианстве течения, которое призывало к примирению с действительностью, «второе пришествие» Христа было отодвинуто в неопределенное будущее. Надежды на скорое крушение «мира зла» пресекались. Идеи смирения нашли свое выражение в «Посланиях апостола Павла» (1-я половина 2 в. н. э.). В «Посланиях» подчеркивается, что всякая земная власть установлена богом и ей необходимо повиноваться, рабы должны повиноваться своим господам, жены – мужьям. От бунтарского, демократического духа ранних христианских общин здесь уже почти ничего не осталось. Одним из важных вопросов, который следовало тогда решить, был вопрос об отношении новой религии к иудаизму. Новое течение подчеркивало, что христианство – самостоятельная и единственно истинная религия для всего человечества, а иудаизм был лишь подготовкой этой религии и теперь потерял всякое значение. Возможно, что некоторая консолидация общин впервые была достигнута в г. Антиохии. Христианская легенда рассказывает, что там впервые сторонники новой религии начали называться христианами[2]. В этот период новыми чертами наделяется и образ Христа. Тогда был создан идеализированный образ христианского проповедника, который должен был служить примером для многочисленных праведников в христианских общинах. Хотя «Послания апостолов» ничего еще не говорят о земной истории Христа, но уже подчеркивают, что новый бог приходил на землю и в человеческом образе претерпел смерть на кресте, затем воскрес и вернулся на небо к своему отцу. Образ Христа рисуется теперь не только как образ нового бога, спасителя, посланного на землю для искупления грехов людей, но, как и некоего исторического деятеля, основателя новой религии. Стремление так изобразить новое божество нашло свое выражение в составлении повествований о жизни, смерти и воскресении Христа, т. н. Евангелий (греч. – благовестие). Составлению Евангельских повествований предшествовало появление многочисленных сборников ходовых изречений, т. н. «Логий», принадлежащих различным проповедникам христианских общин, но приписывавшихся Христу. Некоторые из них содержат, помимо изречений, также краткие пояснения тех вымышленных обстоятельств, при которых Христос будто бы произносил те или иные изречения. В основе евангельских повествований лежат сборники изречений, дополненные несколько видоизмененными сказаниями древних религий о чудесном рождении богов, об их чудесах, пророчествах, смерти и воскресении. Так, евангельский рассказ о рождении Христа, по-видимому, представляет собой переработку древнеегипетского сказания о рождении сыновей бога Солнца, которые родились в бедной обстановке, мать которых должна была скрывать их рождение, боясь козней грозного царя Хеопса. Изложение обстоятельств смерти и воскресении Христа напоминает описания празднеств по поводу смерти и воскресения вавилонского бога Бела – Мардука. В этих празднествах изображалось, как на боге разрывали перед казнью одежды, как бог заточался в темницу, как его оплакивала женщина, как вместе с богом наказанию подвергался и разбойник – все это было, затем воспроизведено в повествовании о смерти Христа. Т. о., когда встала задача создать жизнеописание нового бога как основателя новой религии, обратились к старым мифам и сказаниям о египетских и вавилонских богах. Евангелия обычно приписывались мифическим ученикам Христа – апостолам (известны Евангелия от Марка, Иоанна, Матфея, Луки, Петра, Якова, Иуды, Никодима и др.); сохранились также отрывки Евангелий от евреев, египтян и т. д. Все они по-разному изображали жизнь Христа и по-разному излагали со ссылками на него некоторые основы христианского вероучения. В 4 веке церковь отобрала и признала священными (каноническими) только 4 наименее противоречившие друг другу Евангелия (Луки, Марка, Матфея и Иоанна), однако свести эти четыре повествования к к.-н. одному все же оказалось невозможным. Остальные многочисленные Евангелия были объявлены ложными («апокрифическими») и осуждены на уничтожение. В Евангелиях история возникновения новой религии излагалась так: христианство возникло в Палестине (т. о., никакая христианская община в диаспоре не могла претендовать на первенство); основатель нового религиозного учения – бог, сошедший на землю Иисус Христос, родился в семье девы Марии и плотника Иосифа при царе Ироде и римском наместнике Квиринии. Уже в этом важнейшем утверждении Евангелий заключается историческая несообразность: Квириний правил десять лет спустя после смерти царя Ирода. Когда же родился Христос? При Ироде или десять лет спустя после его смерти? Далее по Евангелиям Христос был осужден и казнен при двух иудейских первосвященниках Анне и Каифе. Но этого не могло быть, ибо у евреев всегда был один первосвященник. Когда же был казнен Христос? Евангелия возникли среди людей, которым не только исторические обстоятельства 1-го века, но даже география
Индуизм
Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так в момент смерти она переходит в другое тело.
«Бхагавад-гита», 2.13
В Индии, на древней священной земле Кришны, Рамы, Будды и бесчисленных авата ...
Коран и социальные проблемы
Хотя Коран составлен и канонизирован как главная священная книга Арабского халифата – государства раннефеодального типа, он отразил важные социальные проблемы, истолкование которых и до наших дней не безразлично для многих миллионов людей ...
Превращение христианства в
государственную религию
Складывавшаяся церковная организация, возглавляемая влиятельными епископами, постоянно поддерживавшими между собой связь, собиравшимися на свои съезды (соборы), вырастала в крупную политическую силу в Римской империи. Императорская власть ...