Деятельность баптистов в начале ХХ века
В 1907 г. в рамках Союза русских баптистов было учреждено "Баптистское миссионерское общество" со штатом разъездных миссионеров и самостоятельным бюджетом. В 1909 г. основана баптистская молодежная организация "Всероссийский союз кружков молодежи". Подготовка квалифицированных кадров пресвитеров и проповедников велась в баптистской семинарии г. Гамбурга (Германия): к 1911 г. ее окончили 42 человека из России. К 1912 г. по неполным данным Министерства внутренних дел в России насчитывалось около 115 тыс. баптистов, в том числе русских и украинцев — 67 тыс.; немцев, эстонцев, финнов, латышей - 48 тыс.
В руководстве Союза русских баптистов преобладали выходцы из молокан. Они привнесли в него традиции авторитарной власти "старцев" и изоляции общин, а также жесткую иерархическую структуру их построения. Вплоть до 1917 г. в Союзе русских баптистов преобладало патриархально-консервативное направление, возглавляемое Д. Мазаевым и отличавшееся демонстративной аполитичностью. Дня верующих исключалась сама возможность иметь суждения по политическим вопросам, а их социальная активность должна была проявляться исключительно во внутриобщинной, религиозной и миссионерской деятельности.
В начале XX века происходило формирование общероссийской организации евангельских христиан. В результате решений трех съездов 1907 - 1909 гг. (последний из которых, собравшийся в сентябре 1909 г. в Санкт-Петербурге, носил общероссийский характер) был создан Всероссийский союз евангельских христиан, воспринявший вероучение общих баптистов. Численность последователей данного течения возросла с 20,8 тыс. в 1905 г. до 30,2 тыс. в 1912 г. Председателем Всероссийского союза евангельских христиан стал И. Проханов - выдающийся религиозный деятель, проповедник и публицист.
В 1908 г. Проханов выступил инициатором создания Русского евангельского союза. Его членами могли стать последователи любой христианской конфессии, разделяющие идеи духовного возрождения на основе учения Иисуса Христа, вне зависимости от внешнего проявления веры и церковного устройства, Поэтому Русский евангельский союз мыслился объединением не церквей, а отдельных христиан, сплоченных на основе обищости понимания главных вопросов веры.
Ввиду того, что экуменические идеи Проханова не встретили поддержки у большинства представителей христианских конфессий России, его деятельность сосредоточилась во Всероссийском союзе евангельских христиан. В 1911 г. этот союз вошел в состав Всемирного союза баптистов, а Проханов стал его вице-президентом. В 1912 г. в Санкт-Петербурге на Васильевском острове открылся Дом Евангелия, сделавшийся главным центром евангельских христиан. По сравнению с Союзом русских баптистов структура Союза евангельских христиан была более демократичной. Это привлекло к нему часть баптистов, недовольных господством мазаевской группировки.
С политической деятельностью баптистов и евангельских христиан связано возникновение христианско-демократического течения российской политической мысли. Попытка создания христианско-демократической партии была предпринята в годы первой русской революции
В марте 1917 года Прохановым была создана христианско-демократическая партия "Воскресенье", также в основном разделявшая политическую платформу конституционных демократов, но с акцентом на духовно-нравственные аспекты политических преобразований. Партия просуществовала до октября 1917 года. В августе 1917 года Проханов принял участие в работе Государственного совещания в Москве, где сделал доклад о свободе совести
В годы первой мировой войны баптисты и евангельские христиане развернули активную деятельность по сбору денежных средств в пользу раненых: только Петроградская община евангельских христиан внесла на эти нужды 11 тыс. рублей. Помещения общин предоставлялись под лазареты. Была создана специальная Солдатская миссия, проводившая миссионерскую работу в действующей армии. Много баптистов и евангельских христиан находилось в войсках, хотя случаи отказа от участия в боевых действиях имели место, особенно среди евангельских христиан.
К началу 1917 года Евангельско-баптистское движение христиан в России стало в основном сложившейся и полноценной ветвью Христианской Церкви. Евангельские христиане России не являются абсолютно “слепой” копией баптистов Запада, точно также, как Русская Православная Церковь не является точной копией Греческой Православной Церкви, откуда она восприняла первых своих миссионеров. Российская земля весьма благотворна для творческой национальной адаптации всякой свежей идеи! Именно с таким “расширенным сердцем” подошли Евангельские христиане к тому “водоразделу”, который называется у нас Октябрьской революцией. Движение евангельских христиан-баптистов имело все черты общей для всего мира веры во Христа, но также было, и национальным выражением идеи “живой, простой” веры!
История и предпосылки
Возникновение христианства было подготовлено долгим и мучительным процессом исторического созревания человечности, духовности, нравственности в обществе неравенства, угнетения, несправедливости и жестокости. Ведь христианство впервые в до ...
Обязанности жен и мужей. Библейские обязанности мужа
Главенство мужа является неотъемлемой частью созданного Богом института брака. Нигде в Библии мужу не дается повеление быть главой жены именно потому, что он уже им является в силу самой природы брака. Поскольку муж является главой жены, ...
Философия индуизма
Европейский термин "философия" в индуизме единого и однозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько понятий, наиболее употребительное из них - даршана ("интеллектуальное, духовное видение"). Обычно дарша ...