Укрепление и развитие христианства.Страница 1
В 1037 году при Ярославе Владимировиче (Мудром)[4], в связи с упразднением Болгарского патриаршества, русская церковь вошла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве одной из его митрополий. Во главе русской церкви стоял митрополит.
Переломным в религиозном отношении стал рубеж X-XI вв. Принятое Русью на исходе X века христианство затронуло лишь верхний слой древнерусского общества. И хотя на Руси утверждались новые епископства, множился церковный клир, возводились храмы и в селах, и в городах, большинство населения молилось еще старым языческим богам. Языческие пласты были тем глубже, чем дальше отстояла та или иная земля от центров миссионерской деятельности – Киева, Новгорода, Переяславля, Чернигова. Но древнеславянское язычество с его давно и тщательно разработанной системой взглядов, с его изощренной сказочной фантазией, отвечающей как природному окружению, так и натуре восточного славянства, еще гордо несло свою голову и не собиралось так быстро сдаваться. По мере утверждения новой религии и упорного сопротивления старой на Руси стал формироваться своеобразный духовный феномен – двоеверие, которое обещало не только вылиться в синтез двух религий, способствовать не только их взаимному обогащению на чисто бытовом уровне, но и острому соперничеству и ожесточенной борьбе на уровне государственном, политическом.
В 1039 году закончена постройка Софийского собора, и уже в этом году упоминается первый киевский митрополит Феопемт.
Константинопольский патриарх, посвящая для русской церкви митрополита, как правило грека, предоставлял ему самоуправление, не вмешивался в определения митрополичьего суда и поместных русских Соборов. В 1051 году митрополитом был поставлен русский пресвитер Иларион, высокоодаренный писатель (автор «Слова о законе и благодати» - проповеди, произнесенной им на гробнице князя Владимира в Десятинной церкви) и выдающийся проповедник. По существу в этом произведении Иларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней Руси, концепцию, которая повлияла на мировоззрение других русских авторов XI века. Иларион был глубоко верующим человеком. Свои молитвы к Богу он возносил в уединении. С этой целью он уходил на берег Днепра, где выкопал себе пещеру в горе, и проводил там долгие часы в молитвах, размышлениях и посте. С именем Илариона связан и первый церковный устав Ярослава, т.е. система церковной юрисдикции, отнесение к ведомству церкви ряда дел, связанных с семейным и брачным правом.
Вскоре, после того, как Иларион покинул свою пещеру, в ней появился новый отшельник. Это был монах Антоний. Слава о святости и подвижничестве Антония быстро распространилась по округе, и к пещере началось паломничество. Люди приносили отшельнику пищу, просили благословения. Со временем, около Антония собрался круг отшельников, которые, выкопав большую пещеру, поселились в ней. Это было начало Печерского (от слова "Печора" – пещера) монастыря. Слава Печерского монастыря особенно возросла, когда его игуменом стал отец Феодосий. При нем монастырь стал сильной церковной, мощной хозяйственной организацией, он приобрел большой общественный вес. Феодосий выступал за единство Руси, против влияния "латинства", т.е. западной церкви. Великие князья считались с авторитетом игумена. Уходя на войну, князья и воеводы просили благословения святого отца.
Русская церковь пользовалась правами широкой автономии. Знаменательно, что Константинопольский патриарх посылал русскому митрополиту грамоты не с восковой печатью, как прочим митрополитам, а со свинцовой, как к предстоятелям автокефальных церквей.
Халифат и завоевания арабов
После капитуляции Мекки и смерти Мухаммеда (632 г.) возглавлявшаяся им община мухаджиров и ансаров в Медине и связанное с нею объединение арабских племен, действовавшее в контакте с влиятельными мекканскими кругами, стали центром нового, ...
Ободрение и вдохновение
Иисус отдал Свою жизнь для того, чтобы вернуть человеку его первоначальное достоинство. Руководители любого уровня, в данном случае – Пастор, должен научиться ободрять и вдохновлять свою команду. В каждом человеке есть много хорошего, за ...
Таинства и культы.
1. Таинство крещения
— это одно из главных таинств, символизирующих принятие человека в лоно христианской церкви. Обряд крещения происходит в форме омовения. В православной церкви младенца трижды погружают в воду. Взрослого человека прос ...