3 попытка (окончательная)
В 980 году Владимир победил Ярополка в крепости Родне и остался единовластным правителем державы. Летопись дает любопытные характеристики этого князя, в которых, однако, ясно видно стремление показать, как некогда закоснелый язычник, гонитель истинной веры, затем принял Святое крещение и обратил в христианство свою страну. Заметим, что список богов, составивших официальный языческий пантеон после первой религиозной реформы Владимира, включал в основном южных богов. В то же время в него не попал Велес. Очевидно, Владимир уже с самого начала имел в виду отказаться от старой практики своих предков – заморских походов, связанных с торговыми делами.
Объединение вокруг Киева восточнославянских племен не было устойчивым. Требовались более действенные меры для сплочения державы.
Перед Владимиром встал выбор общенациональной религии. К религиям, оказывающим существенное влияние на ситуацию в Восточной Европе в X веке следует отнести: православие, католичество и ислам. Принятие определенной веры автоматически приводило и к ориентации на вполне определенные группировки внутри страны.
В соответствии с версией Нестора, князь, желая понять разные исповедания, отправил своих посланцев в соседние земли и затем принял представителей всех тогдашних учений.
Ислам.
Обычаи мусульман, например, не есть свинину, не пить вино, просты, но для славян неприемлемы[2]. Но главным было то, что Владимир искал религию, способную подкрепить сильную государственную власть, и на востоке такой власти он в эти годы найти не мог – ее там просто не было. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными словами: «Руси есть веселие пить, не можем без того жити!»
Католичество.
Сложнее причины отказа Владимира немцам-католикам. Его слова неясны: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Известно, что в 955 году на папский престол воссел шестнадцатилетний юноша, нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь древних языческих богов и пил за здоровье Сатаны. Конечно, вести о таких «подвигах» достигали Руси.
Иудаизм.
Согласно Нестору, Владимир на диспуте выслушал раввина и задал ему один вопрос: «Где ваша земля?» А получив ответ, что таковой нет, отказался вести с поклонниками иудаизма разговор.
А вот Византия являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора была практически неограниченна, и греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличие от римской, была, по сути дела включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора.
Правда отношения с Византией со времен Святослава оставались более чем прохладными, а по утверждению некоторых источников – и просто враждебными. Однако здесь именно в эти годы появились обстоятельства, которые должны были такие отношения улучшить. В начале 988 года отряды Варда Фока двинулись на Константинополь. Василий II обратился за помощью к Владимиру, и последний на этот призыв откликнулся, направив 6-тысячный отряд, с помощью которого мятежники были разгромлены[3].
Помощь империи со стороны Руси была обговорена двумя важными условиями. Во-первых, императоры обязались отдать в жены князю Владимиру свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай, когда гордые ромейские императоры согласились выдать византийскую принцессу за «варвара», которым был в их глазах Владимир.
Разновидности христианства. Православие
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «правосла ...
Лютер о судебном оправдании
Оправдание перед судом – это понятие идет еще от Ветхого Завета. В Ветхом Завете понятие праведности часто появляется контексте отношений с судом и законом. Задача судьи заключается в том, чтобы осудить виновного и оправдать невиновного. ...
Вопросы об оправдании
Джон Р. У. Стотт так говорит о сути оправдания: "Существует две основные истины, которые мы знаем наверняка. Во-первых, Бог праведен; во-вторых, мы грешны. И совместив эти две истины, мы увидим общее положение людей, о котором нам уж ...