Возникновение иудаизмаСтраница 1
На почве отвержения Христа и утраты избранничества возник иудаизм как антипод еврейской ветхозаветной религии. Иудаизм ожидает и подготавливает пришествие своего Христа (по христианскому Откровению — антихриста), с иным, разумеется, учением. В отличие от Ветхого Завета, иудаизм представляет собой уже скорее идеологию, нежели религию.
Отсюда становятся понятными и слова апостола Павла о том, что «весь Израиль спасется» (Рим. 11, 26). Здесь «весь» означает не всех вообще. Но лишь тех евреев, которые в конце истории — когда в Церковь «войдет полное число язычников» (Рим. 11, 25), т.е. когда среди других народов уже не останется истинных христиан, примут Господа Иисуса Христа, убедившись, что Он и есть истинный Мессия. Эти евреи, будучи историческим остатком плотского Израиля, составят тогда весь (как и в начале христианства) «новый Израиль», который и окажется спасенным, вошедшим в число избранных Божиих. Как писал апостол Павел: «Хотя бы сыны Израилевы были числом как песок морской, только остаток спасется» (Рим. 9, 27). Таким образом, обетование, данное Аврааму (Быт. 12, 3), исполнится в Церкви, ибо «Бог верен» (Рим. 3,4).
Характер ветхозаветной религии заметно меняется в Псалтири и у пророков. Здесь звучит уже боль о грехе, покаяние, молитва о чистоте сердца (Пс. 50), возвеличивается смирение (Пс. 33,19; Мб, 6; Ис. 57,15).[4]
Существенны отличия ветхозаветной религии от христианства и в нравоучении. Если по отношению к своим соплеменникам, близким и пришельцам она требует соблюдения справедливости (например, «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради» и т.д. (Втор. 5, 17-19), то в отношении других народов она открывает путь к вседозволенности. Такие, например, предписания закона, как:«Введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться» (Втор. 6,10-11) или: «Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу . отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему» (Втор. 14, 21) — и другие подобные достаточно свидетельствуют об уровне ветхозаветной морали. Те повеления, которые давались еврейскому народу во время завоевания земли обетованной от имени Бога, — одна из ярких ее иллюстраций.
Ветхозаветная мораль явилась предметом особого внимания Самого Господа Иисуса Христа. Он решительно изменил сам принцип отношений между людьми, поставив во главу угла любовь ко всем — независимо от их национальности, веры и пола. «Ибо, — говорит Господь, — если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай. Кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду . Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому . Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного . Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только бра тьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 20-48).
Даосизм
Основоположником даосизма является Лао-цзы. Одна из основополагающих священных книг даосизма – «Дао де цзин», однако наряду с ней каноническими являются и другие тексты, число которых велико. В основе «Дао да цзин» фундаментальные для все ...
Реформация индуизма
Термином реформации (ренессанс индуизма, нео–индуизм) обозначается комплекс перестроечных процессов, происходивших в индуизме в XIX – первой половине ХХ вв. Индия была тогда английской колонией, и в ее жизни происходили социальные, эконом ...
Историческая действительность ЛИЧНОСТИ ИИСУСА ХРИСТА
То, что так сильно увлекает нас в Евангелиях, есть именно историческая действительность личности Иисуса Христа. Она-то и возбуждает весь наш интерес.
Ренан убедился, что сила истории слишком велика, чтобы можно было ее превращать в мифы ...