Исторический фон книги
Исаия был современником пророков Амоса, Осии и Михея. По крайне мере большая часть его служения приходится на это время. Призвание Исаии произошло в год смерти Озии Ис гл.6. Но из 2 Пар.26: 22 можно предположить, что он уже несколько лет служил при дворе. Если принять, что упоминание о смерти Сеннахерима (Ис.37: 38) принадлежит перу Исаии, то это означает, что его жизнь при дворе и пророческое служение продлилось приблизительно с 745 по 680 гг. до н.э.
Тиглатпаласар вступил на ассирийский престол в 745 г. и к 740 г. до н.э. уже покорил всю северную Сирию. В 738 г. до н.э. он покорил арамейский город-государство Емаф и вынудил другие мелкие царства платить дань, чтобы избежать подобной участи. В этом числе был и Израиль при Менаиме (4 Цар 15: 19-20). В 734 г. до н.э. Тигаатпаласар возглавил поход на филистимскую территорию и расположился станом на Египетской реке. Ряд государств объединились против него в Сиро-Ефремитской войне (733 г. до н.э). Израиль участвовал в этом союзе, однако Ахаз Иудейский отказался; поэтому коалиция повернула против него, планируя свергнуть династию Давида и возвести на престол кого-нибудь, кто бы присоединился к их союзу. Отказавшись от совета, данного Исаией, Ахаз обратился за помощью к Ассирии (4 Цар. 16: 7-9). Тиглатпаласар вступил в район северного Иордана, взял Галаад и Галилею и увел множество израильтян в Ассирию, в соответствии со своей политикой переселения народов. Ассирия была теперь у самых границ Иудеи.
Около этого времени Факей Израильский был свергнут, и его преемник Осия заплатил Тиглатпаласару дань, после того как тот ужасно опустошил Дамаск (732 г. до н.э). Тиглатпаласар умер в 727 г. до н.э., и вскоре после этого Осия отказался платить дань его преемнику Салманасару. Некоторое влияние при этом, по-видимому, оказал на него Египет. Ассирия двинулась против Израиля, захватила царя и его земли, но не смогла взять столицу Самарию. После трехлетней осады Самария была захвачена (721 г. до н.э.) его преемником Саргоном II, и оставшиеся израильтяне были уведены в плен. Земля была заселена пленниками из других земель, включая вавилонян, что может объяснить близкое знание об Исаие и других пророках, которое имелось в Вавилоне. С падением северного царства Ассирия продвинулась к северным границам Иудеи, что отражено, как кризис и надвигающееся осуждение у Исаии.
В 720 г. до н.э. некоторые города-государства Сирии и Палестины восстали, однако были подавлены. Газа пыталась поднять мятеж с помощью Сибе Египетского. В последовавшем за этим сражении ассирийские войска загнали египтян обратно в свою землю. В 716 г. до н.э. Ахаз умер; ему наследовал Езекия. В 713-711 гг. до н.э. в Азоте произошло антиассирийское восстание, в котором участвовали Едом, Моав и Иудея. Саргон Ассирийский послал своего военачальника Тартана в Азот, в результате чего Азот и Геф стали ассирийскими провинциями. Иудея теряла земли.
Саргон умер в 705 г. до н.э. Вслед за этим последовал целый ряд мятежей против Ассирии, в числе которых была и попытка Езекии (4 Цар 18: 4), которая была вдохновлена Египтом. Сеннахерим Ассирийский был занят подавлением мятежей в других местах, и не мог заняться Иудеей вплоть до 701 г. до н.э. В этом походе он разбил Сидон и заставил Азот, Аммон, Моав и Едом платить дань. Он также покорил Аскалон и Екрон и одержал победу над египетскими войсками под командованием Тиртака. Лахис был осажден и Езекия вынужден был заплатить дань Сеннахериму. У него было отнято еще больше земли и отдано филистимским царям. История этого времени столь тесно переплетена с пророчествами Исаии, что нельзя понять смысл пророчества без знаний о происходящих событиях.
Доклассический период
Доклассический период мифологического развития совпадает с периодом собирательно-охотничьего хозяйства и начальными ступенями хозяйства производящего, наиболее законченно выражая жизнь древнейших, то есть материнской общины или,как принят ...
Покровители и защитники дома
Домовой
Жители русских, белорусских и восточноукраинских деревень до сих пор верят в то, что каждый дом и каждая семья имеет домашнего духа-домового-хозяина и покровителя, который обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье людей и пло ...
Конфуцианско-даосистский тип культуры
Классическая китайская культура – сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Конфуцианство – социально-этическое учение о благородном муже и нормах социального поведения. Создателем духовного облика китайца был Кун Фуцзы (551–479 г. до Р. ...