Екатерина II. Первые иезуиты.Страница 1
Первые попытки проникновения иезуитов в Россию были предприняты в связи с Ливонской войной 1558-1583 гг. Иезуиты обосновались в Полоцке ещё в 1582 г., вскоре после захвата города польским королем Стефаном Баторием. Он хотел сделать его плацдармом для дальнейшего проникновения католицизма (следовательно, и влияния Польши) в русские земли. Иезуиты принимали активное участие в польско-шведской интервенции начала XVII века, но даже поддерживаемый ими Лжедмитрий I, оказавшись на русском престоле, не впустил иезуитов в Россию. В начале XVIII века иезуиты смогли проникнуть в Россию в числе многих других иностранцев. Однако указом Петра I от 18 апреля 1719 года они были изгнаны за пределы государства.
В первой четверти XVIII православная церковь в России была безоговорочно подчинена влиянию светской власти, превратившись в составную часть государственного аппарата. Возведение веротерпимости в ранг государственной политики предопределялось как общим политическим господством светской власти, так и обширными территориальными приобретениями второй половины XVIII века, добавившими Российской империи миллионы иноверных подданных. Именно в это время Россия пристанище двум католическим орденам – «Обществу Иисуса» и ордену св. Иоанна (Мальтийскому ордену). Но если второй пострадал в результате военной агрессии – занятия Мальты войсками Наполеона, то первый задолго до войны подвергся гонениям со стороны всей католической Европы и был официально упразднен самим папой Римским. Прибежищем для иезуитов стали земли Восточной Белоруссии, перешедшие в 1772 г. от Польши под власть русского правительства. Все усилия европейской дипломатии склонить Россию к изгнанию опального ордена успеха не принесли: Екатерина II оказывала иезуитам поддержку, ссылаясь на их преподавательские способности, а Павел I, правление которого пришлось на начало наполеоновских войн, энергично способствовал расширению иезуитского влияния в России, видя в «Обществе Иисуса» надёжную опору для «всякого благоустроенного правительства» [5;124].
В результате первого раздела Речи Посполитой под властью России оказались территории, на которых проживало около 100 тыс. католиков и 800 тыс. униатов (греко-католиков) [4;130]. Проявляя терпимость по отношению к подданным неправославного вероисповедания и признавая над ними духовное главенство Папы, Екатерина II намеревалась устранить в пределах империи всякое политическое влияние Рима. Екатерина II, как и Петр I, видела в церкви одно из орудий управления страной и умело пользовалась этим орудием: «Как всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, так и она (Екатерина) из тех же правил, сходствуя его святой воле, и всем поступает, желая только, чтоб между подданных ее всегда любовь и согласие царствовали» [5;125]. Оказывая поддержку «Обществу Иисуса», Екатерина бросала вызов не только Риму, но и всей Западной Европе. Однако при этом она не забывала о господствующей роли православия, оставаясь стойкой защитницей позиций государственной религии и обеспечивая достойное существование прочим вероисповеданиям.
Именной указ Сенату от 14 декабря 1772 г. определял в качестве главы латинской церкви «католического епископа», ведению которого должны подлежать не только белорусские, но и все находящиеся в империи католические приходы. Сохраняя догматы и правила как католиков, так и униатов, Екатерина II отнимала у их духовенства право прямого сношения с Римом. Все папские послания духовные власти обязаны были направлять белорусскому генерал-губернатору, который передавал их на рассмотрение государыни. Любая бумага, поступившая от папы, могла быть принята к исполнению лишь в случае одобрения её императрицей. Указом запрещалось обращение православных в католичество и униатство. Именным указом от 22 ноября 1773 г. на должность главы римско-католической церкви был назначен епископ Станислав Сестренцевич-Богуш. Он родился в протестантской семье и должен был стать пастором. Учился сначала в протестантской школе Слуцка, затем – во Франкфуртском университете. Пастором Сестренцевич стать не пожелал. Некоторое время он был на военной службе в Пруссии и Литве, затем воспитателем детей у польского магната Радзивилла. Прослушав курс богословия в коллегии ордена писаров в Варшаве, Сестренцевич в возрасте более чем тридцати лет принял сан католического священника. Высокообразованный человек, чуждый всякого религиозного фанатизма, он представлял собою тип просвещенного прелата. Интересовался литературой, агрономией и медициной. Он выступал против неограниченной власти папы, отдавая приоритет светским властям [6;145]. Сестренцевич, преданный русским властям и лично императрице, получил титул епископа белорусского католических церквей (или епископа Виленского), а местом его резиденции стал г.Могилев. Новый епископ стремился поднять образовательный уровень католического духовенства.
Дхупадини
Горшочек, в котором курится ладан. Этот символ означает приношение, как индуистским, так и буддийским богам. ...
2 попытка
В начале X века возник конфликт Киева и Хазарии. При сборе дани для хазар в Древлянской земле был убит Игорь, князь киевский и муж Ольги в 944 году. Главной проблемой для Киева становилась не война с Византией, а сопротивление хазарам. И ...
Общепринятые правила
В каждой команде существуют, индивидуальные для каждой команды свои положения, уставы, стандарты, требования, которые известны всем. Но когда появляется новый человек, он не желает подчиняться уже установленным порядкам и правилам, и пыта ...