Развитие учения Зороастра.Страница 1
После смерти Заратуштры его религия стала постепенно распространяться на юг (по территории современного Афганистана) и на запад (в направлении к Ирану и Мидии). В ходе этого распространения зороастризм не мог избежать смешения с элементами древней религии, богам которой – Митре, Анахите и другим – приносили в жертву кровь и хаому, вновь заструившиеся по алтарям. Эта эволюция, происходившая в эпоху правления династии Ахеменидов (553–330 до н.э.), получила отражение в позднейших частях Авесты.
Несмотря на восстановление почитания некоторых древних богов, Ахурамазда по-прежнему оставался великим богом, возвышавшихся над всеми другими богами. Однако теперь его всемогущество оказалось ограниченным силой Злого Духа: великое противостояние и борьба осуществлялись уже не между двумя подчиненными духами-близнецами, так как сам Ахурамазда был отождествлен с Благим Духом и тем самым низведен на одну ступень со Злым Духом. Оба они считались ровесниками. Благому творению, осуществленному Ахурамаздой, Злой Дух, Ангро-Майнью (пехлевийская форма – Ахриман) противопоставил свое собственное злое творение.
Эта дуалистическая система напоминала религию, известную грекам как «религия магов». Геродот (ок. 485–428 до н.э.) оставил описание некоторых обычаев этого мидийского племени. Они не хоронили и не сжигали своих умерших, оставляя их тела на съедение птицам. Они практиковали близкородственные браки и были искусны в толковании сновидений, астрологии и магии (дав последней название). Свидетельства греческих авторов – Евдема Родосского (кон. 4 в. до н.э.), Феопомпа (тогда же), Плутарха (ок. 45 н.э. – ок. 120) и других, наряду со свидетельствами Геродота и Младшей Авесты, позволяют получить представления об эволюции этой системы в послеахеменидский период.
При Селевкидах (323–248 до н.э.) и парфянской династии Аршакидов (248 до н.э. – 224 н.э.) Иран оставался в той или иной степени эллинизированным, а местная религия пребывала в упадке. Ее возрождение пришлось на период заката Аршакидов и возвышения Сасанидов (224 до н.э. – 651 н.э.), которая четыре века спустя пала под натиском мусульманских завоевателей.
При Сасанидах зороастризм стал государственной религией, а зороастрийское жречество – государствообразующим сословием. Тексты Авесты были собраны в единый корпус, изданы и снабжены комментарием на пехлевийском языке.
При мусульманских правителях большинство населения было обращено в ислам, но к зороастризму мусульмане относились терпимо, что позволило ему сравнительно благополучно просуществовать на протяжении трех последующих веков. Зороастрийцы писали трактаты на пехлевийском языке: один из них был посвящен опровержению ислама, христианства, манихейства и иудаизма, ряд других – проблемам этики, космологии и загробной жизни или изложению основных положений зороастрийской религии. Эти трактаты дают представление о зороастризме сасанидской и послесасанидской эпохи.
В дуалистической системе зороастризма вопрос о происхождении двух антагонистических первоначал либо оставлялся без ответа (предполагалось, что эти начала были даны и сосуществовали извечно), либо побуждал к поиску новых подходов. Такой подход был предложен – возможно, под греческим и вавилонским влиянием – в системе зурванизма. Зурван («Время»), рассматривался здесь как отец Ормазда и Ахримана, которых он породил, ради чего он приносил жертвы в течение тысячи лет. Во время жертвоприношения он в какой-то момент усомнился в его действенности. В результате этого сомнения родился Ахриман, Ормазд же родился в результате самой жертвы. Это учение было осуждено как еретическое в ортодоксальном зороастризме, который пытался подчинить Зурвана власти верховного бога, Ормазда, но при этом не мог объяснить происхождения Злого Духа.
В Индии парсы в значительной степени отошли от традиционных зороастрийских верований и обрядов, однако в их среде большим почетом пользуются астрология, вера в переселение душ и теософия. Они возобновили связи со своими собратьями в Иране, что привело к расколу в их собственных рядах по поводу вопросов, касающихся обрядовой практики и календаря. Однако гораздо более сильным было европейское влияние. Парсы переняли европейскую одежду и обычаи и сделались преуспевающими торговцами и промышленниками. Они славятся своим милосердием. С помощью европейских ученых им удалось частично восстановить забытый смысл своих древних традиций. В настоящее время они знают, что обвинения в дуализме, которое в прошлом им нередко адресовали христиане и мусульмане, были несправедливы, так как основатель их религии Заратуштра был, помимо всего прочего, монотеистом, и все они, как и он, верят в окончательное торжество добра над злом.
Начиная с конца классического периода язычники, а позднее и христиане, стали видеть в Заратуштре и магах предшественников своих собственных учений и верований. Так, Заратуштру считали учителем Пифагора. Кроме того, философия, астрология, алхимия, теургия и магия нашли отражения в т.н. халдейских пророчествах. В большинстве своем эти сочинения, приписываемые восточным мудрецам, были апокрифическими и несли на себе сильный отпечаток греческих понятий и идей с незначительными вкраплениями иранских элементов.
Несторианство.
Несторий - знаменитый ересиарх родом из сирийского города Кесарии Германикийской, что на Евфрате, ни происхождение его, ни год рождения неизвестны, по свидетельству его главного противника, святого Кирилла Александрийского. Провел несколь ...
Причины принятия христианства.
Митрополит Иларион в своем "Слове о Законе и благодати" находит заслуживающим удивление то, что Владимир решился принять эту веру, не быв никем в ней просвещен, своим великим умом в состоянии был понять, что, христианство лучше ...
Манихейство и последствия этого учения.
Оно было широко распространено некогда на Востоке и Западе, скрытно существовало в различных видах. Появилась эта ересь в Месопотамии, основатель считается Сураик, сын Фатака. Его собственное имя сохранилось у христианских писателей в иск ...