Возникновение зороастризма и его основатель.
Зороастризм – религиозное течение, сформировавшееся и возникшее в Восточном Иране на рубеже VII-VI вв. Основой для зороастризма послужила древнеиранская мифология, нашедшая отражение в священной книге откровений древних иранцев – Авесте,[1] состоявшей из двух частей: Яшты и Гаты. Последняя имеет философский характер, именно в ней и изложены основы религии. Зороастризм носит дуалистический характер: это учение о борьбе двух антагонистических космических начал – Добра и Зла.
Основателем зороастризма является древнеиранский пророк Зороастр (Заратуштра, Заратустра). До сих пор окончательно не установлено, кем в действительности был этот человек. Не известно также и точное время его жизни. В советской исторической науке долгое время считалось, что Зороастра вообще не существовало. Однако в настоящее время это положение пересмотрено.
Зороастр родился ок. 660 г. до н.э. В Гатах все указывает на северо-запад Ирана как на родину Заратуштры, удаленную от контактов с городскими цивилизациями Вавилонии и западного Ирана, населенного персами и мидийцами. Вероятно, Заратуштра жил и проповедовал в Хорезме[2] в нижнем течении Окса.[3]
В древнейшей иранской литературе он представлен в качестве жреца, имеющего право приносить жертвы богам и совершать ритуалы. В 630 г. Зороастр отправился на многолюдный праздник, где впервые получил откровение от Ахурамазды.[4] После 10 лет проповедей Зороастр обратил в 618 г. до н. э. в свою религию царя Гаштасну (Кави Виштаспу). Кроме того, члены королевского семейства, королева Хутаоса , его сыновья Аспандиар и Пешотан, брат Зарир, и министры Джамасп и Фрашаоштра восприняли религию Зороастра. Позже религия была принята всеми жителями Ирана. В 583 г. до н. э. пророк был убит бактрийскими кочевниками, воевавшими против Кави Виштаспы.
Кроме того, существуют иные точки зрения на время жизни Зороастра:
1. около 6,5 тыс. до н. э. (Плиний Старший, Платон, Ксанф Лидийский, Диоген Лаэртский);
2. по лингвистическому методу сравнение языка Ригведы и Гахт[5] и вычисление древности языка Авесты сходятся на периоде около 6 тыс. до н. э;
3. по астрономическому методу позиции звезд, записанные в Авесте, сходятся на 6 тыс до н. э;
4. некоторые ученые под влиянием Библии и в некоторой степени археологии находят правильным1500 до н. э.[6]
5. имеются также указания на двух Зороастров, живших в 6 тыс. и VII-VI вв. до н. э. соответственно.
Чтобы уяснить суть учения Заратуштры, следует сказать несколько слов о религии, в которой он был рожден и воспитан. Прямых свидетельств о ней не сохранилось, но многие ее черты, по-видимому, возродились в религии последователей Заратуштры.
Индоиранская религия представляла собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально «небесных», «небожителей»), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.
Жертвоприношения
Жертвы, приносимые богам, имели колоссальное значение в религиозной жизни каждого народа и служили не только в качестве искупительной жертвы или жертвы, приносимой для испрошения милости, но, в первую очередь, осуществляли незримую сакрал ...
Выход Стефана на проповедь. Успех миссии в первые
годы.
Миссия св. Стефана началась с г. Пырас (ныне – г. Котлас), куда он прибыл осенью 1379 года, где много проповедовал зырянам о ложности их богов. В те времена главными божествами зырян были Войпель («ночное ухо» – повелитель холода и непого ...
Влияние исламской цивилизации
Общее воздействие ислама на политику, социальную структуру, право, этику, искусство, литературу являлось столь значительным, что позволяет говорить об исламе не просто как одном из элементов Восточной цивилизации, а как ее определяющем фа ...