Мифология и религиозные культыСтраница 1
Символическим выражением внутренней цивилизации Эллады стала мифология. Она безраздельно господствовала в духовной культуре всего архаического периода. В мифах родственные и властные отношенияния между людьми проецировались на природу. Мифологические образы происходили из верований различных народов, населяющих Элладу и соседние земли. Постепенно из них создается более или менее упорядоченная система. Сакральные существа делятся на три основных класса: древних хтонических богов (Гея-Земля, Уран-Небо, Хаос; Ночь, Мрак, титаны Крон. Океан и др.), олимпийских богов (Зевс, Гера, Деметра, Афина, Афродита и др.) и героев, родившихся от связи между богами и людьми (Ахилл, Геракл, Тесей, Персей и т.п.).
После войны между двумя поколениями богов побежденные титаны были сброшены в мрачный Тартар, а 12 олимпийских богов стали ведущими фигурами эллинской мифологии. Возглавил их Зевс - бог-громовержец, верховный носитель власти, закона и справедливости. Прочие олимпийцы взяли под свою опеку отдельные формы внешней и внутренней цивилизации, а также духовной культуры: Гестия - домашний очаг; Деметра - земледелие; Посейдон - море; Гера - супружескую жизнь; Афродита - любовь; Аполлон - искусство, врачевание и предсказания будущего; Артемида - охоту; Гермес - торговлю; Гефест - подземный огонь и кузнечное дело; Афина - мудрость, науки и ремесла; Дионис - виноделие.
Смена древних хтонических и тератоморфных богов небесными и антропоморфными символизировала существенный сдвиг во внутренней цивилизации. Власть хтонических богов основана на силе, магической способности давать и отнимать жизнь, на связи с Землей-матерью. Олимпийские боги поддерживают свою власть не только силой, но мудростью, законом и справедливостью. В отличие от людей, «жалких однодневок», божества бессмертны. Они похожи на людей, только значительно превосходят их красотой и мудростью. «Прекраснейшая обезьяна, - утверждал философ Гераклит, - отвратительна по сравнению с человеческим родом. Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего». Хотя в конкретных мифологических сюжетах эта мудрость видна далеко не всегда, а в моральном отношении поведение олимпийцев отнюдь не безупречно, сама идея божественного совершенства активизировала стремление людей приблизиться к идеалу.
Особое место в мифологической системе занимал комплекс мифов о титане Прометее. В отношении к людям он играл роль культурного героя. По одной из легенд, он сотворил людей и одарил их многими благами внешней цивилизации и даже собственно культуры: умением строить дома и корабли, производить изделия из глины, кожи, дерева и металла, считать, читать и писать, различать времена года, приносить жертвы богам и угадывать будущее. (Правда, внутренней цивилизации, искусства жить в обществе Прометей людям не дал. В дальнейшем они получили ее от Зевса в виде стыда и справедливости.)
Благодаря предвидению Прометей похитил огонь с Олимпа, чтобы передать его людям. Зевс, ревниво следящий за тем, чтобы на его власть никто не покушался, наказал и Прометея, и человечество. Титан был обречен на вечную муку, прикованный к скале, а людям за блага внешней цивилизации, добытые обманом, пришлось расплачиваться тяжким трудом, болезнями и страданиями.
Мифология стала основой многочисленных религиозных культов. Общеэллинское значение приобрели культы Деметры, Диониса, Аполлона и др. Центром культа Деметры был Элевсин, где проходили элевсинские мистерии (таинства, посвященные гибели и возрождению природы). Мистерии, посвященные Дионису (Вакху), назывались вакханалиями и носили оргиастический характер. В оргиях, которые проводились раз в два года в ночь зимнего солнцестояния в лесистой горной местности близ Киферона, участвовали только женщины - менады или вакханки, изображавшие нимф, вскормивших Диониса, и по ходу действия преображавшиеся в растерзавших его титанов. Опьяненные вином, они доводили себя до экстаза неудержимой стремительной пляской. В таком состоянии совершались спарагмос (разрывание на части жертвенного животного - козленка, ягненка или теленка) и омофагия (поедание его сырого мяса).
Вероучение протестантских исповеданий
У каждой протестантской конфессии имеются свои обряды, однако главным считается воспитание "внутреннего религиозного чувства".[4. с. 9] ...
Начало преследований после 1929 года
Со второй половины 20-х годов по мере становления тоталитарного режима отношение к баптистам начинает резко меняться. С началом коллективизации берется курс на полное подавление религиозной жизни. В апреле 1929 года на втором. Съезде созд ...
Вывод
Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной ...