Структура расселения исламских этносов в Украине
Народы, традиционно исповедующие ислам, неравномерно расселены по территории страны: центрами тяготения для мигрантов в советские времена становились промышленные центры Востока и, частично, Юга страны; в свою очередь, Крым стал регионом, куда после депортации возвращались крымские татары. Как утверждает С.И. Данилов, полноценная исламская жизнь (образование общин, строительство мечетей и т.п.) становится возможной только в регионах с определенной концентрацией народов, традиционно исповедующих ислам. В то же время на особенности становления и деятельности мусульманских общин частично влияют и социокультурные характеристики регионов [3, с.23]. https://www.nmosktoday.ru/news/business/48983/
Наибольшая мусульманская община Украины проживает в Крыму (272,6 тыс. чел. с учетом Севастополя); со значительным отрывом второе место занимает Донецкая область (36 тыс. чел), затем идет группа регионов с численностью народов, традиционно исповедующих ислам, от 10 до 20 тыс. чел. – Харьковская (16 тыс), Луганская (15 тыс), Днепропетровская (15 тыс), Херсонская (14 тыс), Одесская (12,2 тыс), Запорожская (11,7 тыс) и г. Киев (10,9 тыс). В разных регионах доминируют различные исламские организации, при этом наблюдается сближение между некоторыми из них, например ассоциацией «Арраид» и Духовным управлением мусульман Крыма [9].
Эмпирические данные свидетельствуют, что пороговым значением для появления мусульманской общины в области является наличие около двух тысяч представителей народов, традиционно исповедующих ислам. При этом также важно, чтобы большая часть из этих двух тысяч человек была сосредоточена в областном центре. Другим фактором, содействующим появлению общин в случаях, когда численность мусульман составляет менее определенного барьера (регионы с «очень низкой численностью»), является наличие диаспор ближневосточного происхождения. Как правило, наибольшую активность проявляют общины арабских студентов, в результате деятельности которых, например, возникли мусульманские общины в таких городах, как Винница, Львов, Черновцы. Также активны в религиозном отношении мигранты из стран мусульманского Востока, местами концентрации которых стали крупные центры базарной торговли, например, Хмельницкий. Студенческие мусульманские общины выступают не только катализатором религиозной активности в студенческой среде, но и становятся центрами тяготения для местных мусульман. В семи регионах на Севере и Западе страны (Житомирской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Сумской, Черниговской, Волынской и Ровенской областях) не зарегистрировано ни одной мусульманской общины.
Учитывая географическое распределение, плотность расселения, этническое разнообразие и социальную когерентность внутри отдельных этнических групп, выделяются две основные зоны проживания украинских мусульман – Крым и материковая Украина. Общее количество мусульманских общин, по данным Госкомрелигии, на 2001 г. составляло 416. Духовному управлению мусульман Украины были подчинены 54 (и одна незарегистрированная) общины, Независимому духовному центру мусульман Украины (Донецк) – 12 общин, Духовному управлению мусульман Крыма – 276 (и 29 незарегистрированных) общин. Кроме того, справочник приводит данные о 44 независимых общинах, 16 из которых находятся в Крыму, 8 – в Луганске и 4 – в Киеве. Соотношение количества общин в Крыму и в материковой части страны составляло, таким образом, 317: 99.
Как юридическое лицо функционируют меньше общин, чем общее число зарегистрированных: по оптимистической оценке, реально существуют примерно 4/5 зарегистрированных общин. С другой стороны, были случаи, когда общины существуют de facto, но не только не зарегистрированы, но и не собираются этого делать. Формальная регистрация совсем не обязательна для местной общины, особенно при наличии зонтичной организации и/или более мощной общины рядом. Поэтому статистические данные Госкомрелигии дают лишь приблизительное представление о численности, географической дистрибуции мусульманских общин в Украине и уровне религиозной активности мусульманского населения.
Йога
Восьмиязвенная йога – одна из ортодоксальных даршан (вообще же слово йога имеет в санскрите до 20 значений). Как философская школа йога опирается на Йога–сутры Патанджали (II–III вв. до н. э.). Он суммирует многовековой опыт практики разв ...
Ислам
Я умер камнем и воскрес растением,
Я умер растением и воскрес животным,
Я умер животным и стал Человеком
Чего мне страшиться ?
Разве смерть обокрала меня ?
- Халал уль-дин Руми (1207-1273)
В Коране нет последовательных упоминаний о ...
Российское
государство (XV-XVIH вв.)
В Московской Руси отдельные евреи появляются в числе других иностранцев не ранее XV в., в правление великого князя Ивана III (1462-1505 гг.). Можно назвать богатого крымского еврея Хозю (Охозию) Кокоса, который был дипломатическим посредн ...