Численность и национальный состав мусульман в
УкраинеСтраница 1
Согласно результатам переписи населения 2001 г. в Украине, численность мусульман по происхождению составляет 436 тыс. человек, или около 0,9% населения страны, то есть в Украине доля мусульман по происхождению меньше, чем в странах Западной Европы, где она в среднем превышает 1%. Численность мусульман в Украине стала объектом определенных манипуляций. Такая ситуация достаточно типична для бывшего СССР и даже для стран Европы, когда заинтересованные группы преувеличивают численность целевой аудитории.
Согласно принятому Госкомстатистики делению, в Украине можно выделить 40 этнических групп, традиционно исповедующих ислам. К этому списку относят часто лишь те народы, которые не имеют в своем составе существенных по численности меньшинств другой веры, а также народы, имеющие в своем составе мусульманские меньшинства. Не учтены, например, данные переписи численности албанцев, поскольку в Украине этот народ представлен преимущественно религиозным меньшинством православного вероисповедания. С другой стороны, исходя из принятого рубрикатора, трудно определить конфессиональный статус «народов Индии и Пакистана», среди которых большинство составляют мусульмане. По данным переписи невозможно оценить и численность представителей мусульманской Африки (кроме Северной, выходцы из которой попадают в категорию «арабов»), часть из которых принимает активное участие в деятельности мусульманских организаций.
В Украине, как и в большинстве стран Европы, среди мусульман четко выделяется ведущая этническая группа. Крымские татары составляют почти 57% общей численности мусульманских народов, три наибольшие этнические группы (крымские татары, волго-уральские татары и азербайджанцы) вместе составляют 84%, а первые пять (с учетом узбеков и турков) – почти 90%. Абсолютное большинство из 248193 крымских татар проживает в Крыму (около 245 тыс. чел) и ближайших районах Херсонской (2072 чел., преимущественно в пгт Новоалексеевка Генического района) и Запорожской (570 чел., из них 255 в г. Мелитополе) областей. В других регионах проживает крайне незначительное количество крымских татар, и даже в столице их численность составляет всего лишь 44 человека. В соответствии со структурой расселения крымских татар, мусульманские общины этой этнической группы за пределами Крыма действуют только в Запорожской (в Мелитополе) и Херсонской (в Новоалексеевке, Партизанах, Геническе) областях. Дальнейший миграционный потенциал крымских татар оценивается как незначительный, при отсутствии существенных изменений в условиях пребывания этой этнической группы и диаспоре, главным образом в Центральной Азии. Религиозная самобытность крымскотатарского этноса считается одной из необходимых черт сохранения идентичности этого народа как коренного народа Украины (со всеми сопутствующими этому статусу правовыми последствиями) [1, с.35-49]. Специфическими особенностями крымскотатарского варианта ислама являются, например, использование имени Тэнгри по отношению к Аллаху, сохранение культа «святых мест», а также обычного права – Терэ как варианта адата.
Вторая по численности этническая группа – волго-уральские татары (87 тыс. чел. в 1989 г., 73 тыс. – в 2001 г), география расселения которых имеет четкую территориальную специфику: Донецкая область (19161 чел), АР Крым (11090 чел), Луганская (8543 чел) и Херсонская (5353 чел) области. Общины волго-уральских татар сформировались в конце XIX – начале XX вв. в период интенсивной индустриализации Донбасса и пополнялись новыми мигрантами в периоды активного развития региона. В течение первого периода трудовая миграция татар имела сезонный характер и сопровождалась постепенным закреплением на новом месте. В последние два-три десятилетия среди волго-уральских татар Украины происходят активные ассимиляционные процессы. Этот факт является предметом дискуссии внутри общины. Сейчас наличие среди волго-уральских татар Донбасса группы влиятельных бизнесменов является одним из факторов сохранения общиной своего места на этноконфессиональной карте Украины. В Крыму религиозная активность национально-культурных обществ волго-уральских татар (как и башкир) малозаметна. Значительно меньшие по численности башкиры (4253 чел), как правило, солидаризируются с волго-уральскими татарами в культурных и религиозных мероприятиях.
Численность азербайджанцев в Украине в период между переписями 1998 и 2001 гг. возросла на 22,2% и составляла 45176 человек. Большинство азербайджанцев проживает на Востоке страны: в Донецкой (8075 чел), Харьковской (5684 чел) и Днепропетровской (5683 чел) областях. От двух до трех тысяч человек проживают в пяти регионах: в АР Крым (3748 чел), Луганской (3123 чел) и Одесской (2777 чел) областях, г. Киеве (2567 чел., кроме того, большинство из 933 азербайджанцев Киевской области проживают в столичной агломерации) и Запорожской области (2490 чел). Еще в четырех областях проживают более тысячи азербайджанцев: в Николаевской (1482 чел), Херсонской (1280 чел) и Полтавской (1203 чел). В отдельных регионах именно азербайджанцы составляют большинство мусульманского населения.
Иса - “Знамение часа”.
Мухаммад, провозглашая истину о Едином, Всемогущем Боге что для его поколения было совершенно чуждым и новым, говорил и о Судном дне, как о Великом Собрании всех верующих и неверующих. “Увещевай этим тех, которые боятся быть собранными к ...
Образ медведя в фольклоре.
Происхождение медведя связывается в легендах с человеком. Человек был обращен Богом в медведя в наказание за убийство родителей; за отказ страннику или монаху переночевать, за честолюбивое желание, чтобы все люди его боялись и т.д.
Медве ...
Ислам в новое и новейшее время. Жизнь и деятельность Магомета
Ислам в новое и новейшее время Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важным переломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-экономических структурах стран Востока, становление нового класса - наци ...