Ранняя христианская община в Иерусалиме (2:1-8:3)Страница 2
Замечание Луки в 2:11 о том, что апостолы говорили о «великих делах Божьих» (ta megaleia tou qeou), уже допускает мысль о проповеди ими наступившего Царства, что подтверждается позднее обращением Петра.
Петр начинает свою речь с того, что цитирует пророчество Иоиля (Иоиль 2:27-32; в LXX — 3:1-5), говоря о том, что оно исполнилось в излитии Святого Духа на учеников, свидетелями чего оказались все присутствующие.
У Иоиля излитие Духа связано со спасением народа израильского и эсхатологическим наступлением Царства Божьего. Интересно, что выражение en taij esxataij hmeraij («в последние дни» — 2:17) отсутствует как в масоретском тексте, так и в Септуагинте, где присутствует лишь meta tauta («после этого»). Выражение «в последние дни» является, по-видимому, дополнением Петра к словам Иоиля, которое Лука помещает в повествование. Для Петра крайне важно сказать о том, что Царство Божье как установление вечного правления Бога над Свои народом в конце времени уже наступило и доказательством тому служит излитие Святого Духа в день Пятидесятницы. Слово shmeia («знамения») также отсутствует в масоретском тексте и тексте Септуагинты. Петр добавляет это слово, желая сказать, что чудеса, сопровождавшие жизнь Христа, являются свидетельствами эсхатологического наступления Царства Божьего (см. 2:22). Лука подчеркивает эту мысль дважды в своем Евангелии:
•Лк. 4:19-21. Христос у Луки, прочитав в Назарете в синагоге мессианское пророчество Исаии (Ис. 61:1-2) о пришествии помазанника, возвещающего «лето Господне благоприятное», произносит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».
•Лк. 17:20-21. Когда фарисеи спросили Иисуса о времени эсхатологического наступления Царства Божьего, Он довольно загадочно ответил, что оно уже среди них, но не в том виде, в котором они его ждали. Его наступление не сопровождалось знамениями и какими-то другими внешними проявлениями, на которые рассчитывали фарисеи и без которых они почувствовали бы себя неудовлетворенными. Фраза entoj umwn может означать как «внутри вас», то есть в ваших сердцах, так и «среди вас». Несмотря на то, что в Евангелии от Марка (Мк. 10:15) ясно показано, что царство надо воспринимать в средоточии своей личности, маловероятно, что в данном случае Иисус хотел сказать фарисеям, что Царство Божье внутри них. «Среди вас», то есть в Личности Иисуса, Который находится среди них, — такой перевод лучше всего согласуется с общим контекстом Его учения.
Если наступление Царства Божьего связано с приходом Христа, то какова роль Самого Христа в этом Царстве? В последующих стихах Петр говорит о Нем как о Царе, восседающем на престоле Давида (2:30) по правую сторону от Бога и дающем Святого Духа, Господином Которого Он является. Однако центром проповеди Петра является не царствование Христа, а Его воскресение из мертвых как то, что дает Ему право стать Царем и Господином Духа. Лука подчеркивает здесь главное событие за счет структурных повторений, создающих хиазм:
A ст. 23 — описание распятия
B ст. 25 — Христос по правую сторону Бога (цитата Давида)
C ст. 29 — Давид не вознесся на небо
D ст. 30 — Давид наделен силой Духа, потому что назван пророком
E ст. 30 — клятва Бога
F ст. 30 — Христос должен воссесть на престоле Давида
G ст. 31 — воскресение Христа
H ст. 31 — «oude (не) оставлена душа Его в аде»
oti (что)
H1 ст. 31 — «oude (не) видела плоть Его тления»
G1 ст. 32 — воскресение Христа
F1 ст. 33а — вознесен одесную Бога
E1 ст. 33 — обетование Бога
D1 ст. 33 — наделение учеников силой Святого Духа
C1 ст. 34а — Давид не вознесся на небо
Супружеская измена
В современном мире супружеская измена едва ли еще осуждается. Измену терпят, ее делают безобидной или же – ею восхищаются. Писатели, журналисты, сценаристы трубят то же самое. Обманутый супруг выставляется на посмешище, а успешный соблазн ...
Проблема авторства
До возникновения современной критики не существовало никаких указаний на то, что книга Исаии состоит из двух или более частей. Септуагинта (LXX) не дает никаких свидетельств существования "Первой" или "Второй" книг Иса ...
Сакхья
Санкхья (размышление, число, исчисление) была весьма популярна в древности, а в XY в. ее традиция прекратилась. Ее основателем считается легендарный мудрец Капила (до YI в. до н.э.). Произведения древних авторов неизвестны. Самый ранний и ...