Телесная смерть и бессмертие душиСтраница 2
Когда душа отделяется в момент смерти от тела, она полностью пребывает в Божественном, то есть в благодати Божией. Что касается тела, то оно остается без души, но с Богом, и являет людям чудеса — божественную энергию. Душа и тело после освобождения от всяких нужд, от всякой суеты, связанных с их соединением, полностью становятся Божиими, и благодать Божия действует как в одной, так и в другом, не встречая никаких препятствий. Бог соделывает их Своими в течение их жизни, достойной Бога, жившего в этом мире, когда они были соединены.
Вот почему все, что соприкасается с мощами, получает определенную силу, благодать Божию, как это явствует из Деяний апостолов: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19:11-12).
Интересен взгляд христианской антропологии на мздовоздояние после частного суда. Так, Православная церковь различает два разных состояния после частного суда – для праведников и для грешников, которым соответствуют два места нахождения – рай и ад… В Послании Восточных Патриархов (чл. 18, "О мздовоздаянии после частного суда") сказано: "Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно." Иначе говоря, и страдание и блаженство, которые человек может получить после Частного Суда, носит предварительный характер [5, с. 266].
В Священном Писании само место пребывания праведников после частного суда называется "раем", "Царством Небесным", "Царством Божием", "Домом Отца", "Иерусалимом вышним", "небесами". Состояние праведников в Священном Писании рассматривается как получение награды за добродеятельную жизнь, например: "…готовится мне венец правды…" (2 Тим. 4, 7-8). Так пишет апостол Павел Тимофею в предчувствии конца. Праведники в раю и Царствии Божием утешаются, как, например, Лазарь из евангельской притчи.
Состояние праведных есть состояние покоя или упокоения от трудов своих…(Откр. 14, 13). Состояние праведников не есть состояние праздного ожидания и бездеятельности или некое подобие сна – это состояние деятельное, которое предполагает молитву, личностное общение и познание [5, с. 268].
О познании апостол Павел говорит: "…теперь я знаю лишь отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13, 12).
О том, что состояние праведных предполагает их общение между собой, говорит Господь: "…многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном" (Мф. 8, 11). Усопшие узнают друг друга, например, богач, Лазарь и Авраам. Это общение не только между собой, но и с Ангелами (Евр. 12, 22-24).
Место пребывание грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, "адом". "Ад" (греч.) – буквально означает "место, лишенное света". В Писании оно также называется "преисподними местами земли", просто "преисподней", "тьмой кромешной", наконец, "темницей духов" (1 Пет. 3, 19). В православном исповедании (чл. 68) сказано, что грешники пребывают "в местах осуждения и гнева Божия" [5, с. 268].
Как описывает это состояние Священное Писание? Прежде всего, это состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: "…отойдите от Меня, все делающие беззаконие" (Мф. 7, 23). Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя: "…червь их не умирает, и огонь не угасает" (Мф. 9, 44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Апостол Павел говорит об этом состоянии: "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое…" (Рим. 2. 9). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо "…утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут…" (Лк. 16, 26).
Обзор упоминаний об анекантаваде в индологических источниках
Терентьев и Шохин рассмотрели «Таттвартхадхигамасутру» Умасвати, «Сьядвада – марджари» Маллишены, «Таттвартхашлока – варттику», «Гандха – хастимаха – бхашья», работы С. Мукерджи и другие источники. Подробно изложив модусы наявады и отдель ...
Упанишады. Этические взгляды.
Воззрения на физиологию и психическую деятельность человека
Человеческое существование мыслится в упанишадах влитым в космос (нет резкой демаркации между макро– и микрокосмическими аспектами) и потому этические воззрения находятся в тесной связи с космологическими учениями. Программа должного пове ...
Промысловый культ
Помимо тех духов, которые нужны шаманам для врачевания болезней, существуют духи — хозяева природы. Как и у народов Азиатского Севера, представления о духах-хозяевах тесно связаны с промысловым культом.
По верованиям эскимосов, каждый пр ...