Современные вызовы
Мы живем в быстро изменяющемся мире: сложившиеся веками христианские традиции и ценности, общество пытается разрушить и забыть. Исследуя научные словари и справочники, медиа-ресурсы Интернета, мне не удалось найти определения понятию «вызов» в гуманитарном аспекте. Общество активно использует понятие «вызов», но, как оказалось, не пытается детерминировать его. Не найдя определения понятию «вызова», мною была сделана попытка сформулировать собственные определения.
Во-первых, под современным вызовом понимается поведение определенного социума с целью разрушения или серьезного изменения существующих и господствующих в общественном сознании норм морали и нравственности, разделяемые обществом продолжительный период времени и внесением, с некоторой или заметной долей агрессии, в народные массы новых радикальных идей, которые общество никогда не разделяло или они не получали широкой огласки.
Во-вторых, вызов – это постановка перед обществом различных проблем: то, что общество имеет и тем, что можно достичь, то что не известно, и тем что можно узнать и т.п. с целью качественно повысить уровень развития общества.
В первом случае понятие вызова имеет для общества, как правило, отрицательную роль, разрушаю духовные ценности, и не предлагающую ничего нравственного взамен (гомосексуализм, однополые браки), второе определение, как привило, ведет общество к научно-технологическому прогрессу (реализация идеи вечного двигателя, попытка остановить старение человека, нахождение вакцины против СПИДа, беспроводная передача дешевой электроэнергии и т.п.).
В данной работе рассматриваются проблемы нравственных вызовов христианскому браку, а значит и всем вековым духовным ценностям, которые, по своей сути, соответствуют моему первому определению вызовов и этом ключе будут рассмотрены далее в контексте их недавнего появления в современном обществе (современные вызовы).
Опасность современных вызовов направленных против нравственности сводится к отрицанию понятия греха. Грех - ведь это не только религиозная идея, грех есть отклонение от нравственной нормы. Современные вызовы провозглашают в качестве центральной своей идеи, что сам человек, автономный индивидуум и призван определять, что для него есть добро, а что – зло. И утверждение этого принципа, конечно, порождает невероятный индивидуализм, разрывает общую ткань человеческих отношений.
Этот принцип приводит к разрушению межличностных и общественных связей, ибо упраздняется общее начало совместного существования людей, отменяются общие для них критерии, и каждый человек определяет для себя границы добра и зла независимо, исходя из субъективных представлений.
Мировое сообщество стремится сделать нравственность уделом исключительно частной жизни человека, до предела сужая ее общественное измерение. Такие явления, как супружеская неверность, внебрачные связи, половые отклонения, порнография, пропаганда насилия, наркомания и алкоголизм, объявляются нормой общественной жизни на том основании, что они лежат исключительно в сфере ответственности человека перед самим собой и на затрагивают напрямую интересов физического благополучия других индивидуумов [9].
Но тогда на чем мы основываем свою человеческую общность? Мне кажется, что отсутствие некоего общего критерия в определении добра и зла является великой опасностью для общества. И если мы говорим о том, что Бог вложил в природу человека нравственное начало, которое опознается голосом нашей совести, то это означает, прежде всего, что не может быть двух различных нравственных начал, но существует единая и общая система нравственных ценностей. И эта система ценностей должна быть нашим критерием.
Эту систему ценностей нельзя разрушать. Если будет иметь место общее представление о нравственном начале, общее понимание того, что есть добро и что есть зло, то тогда у нас появляется возможность обрести общий язык для диалога. Если мы отвергнем идею и принцип нравственной ответственности, то что потом? Куда пойдет человечество?
Далее в работе будут описаны современные вызовы, направленные против института христианского брака и нравственных основ общества, дана их оценка с позиции науки и исторического христианства.
Высшие боги в языческом пантеоне славян. Женские
божества. Мокошь.
Женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и противоречивых. Упоминания этой богини встречаются во многих источниках, но они очень отрывочны и кратки. Имя ее входит почти во все поучения против язычества XI-XIV вв. За пре ...
Вайшешика
Древнейший основной текст школы – Вайшеншика–сутры ("вишеша" – особенное), приписываемый мудрецу Канаде (III – II вв. до н. э.). Однако более авторитетным считается труд Прашастапады Падартхадхарма–санграха. (Компедиум атрибутов ...
Честь и «цена чести» в мировоззрении древних ирландцев
Понятие «цена чести» является одним из важных механизмов регулирования отношений в древнеирландском обществе. Его характеристику на основе юридических источников представляет С.В. Шкунаев. Он пишет что «цена чести» выступала как регулятор ...