Влияние реформационных процессов на развитие капиталистических отношений в Западной Европе
Анализ влияния протестантизма на становление капитализма был проведен немецким социологом, историком культуры Максом Вебером в знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма». Для характеристики капитализма Вебер использовал известную проповедь Бенджамина Франклина: «Помни, что время – деньги…деньги по природе своей плодоносны и способны приносить новые деньги…помни пословицу: кто пунктуально отдает долги – хозяин чужих кошельков … кто зря тратит один грош в день, тот в год тратит бесплодно шесть фунтов стерлингов, тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью в 5 шиллингов, тот теряет 5 шиллингов и мог с тем же успехом бросать их в море…» [7, с.304].
Протестантская этика – идеал философии скупости. Все нравственные правила имеют утилитарный характер: честность полезна, ибо она приносит прибыль (а также трудолюбие, добропорядочность, прилежание). Высшее благо этой морали, отмечает Вебер, состоит во все большей наживе, при отказе от даруемого деньгами наслаждения, в рационализации жизни. Кальвинизм провозгласил этику, сочетавшую набожность, самоограничение, упорный труд, бережливость, оправдание богатства. Такая этика как нельзя лучше отвечала интересам бюргерства эпохи раннего капитализма, которое считало пышные богослужения расточительством и было заинтересовано в постоянном приращении денежных средств с тем, чтобы вкладывать прибыль в производство, постоянно увеличивая его объемы.
Кроме того, протестантизм утверждает, что мирская жизнь в глазах Бога важна так же, как и монашеская. Любая профессия – призвание от Бога, и человек должен выполнять свою работу как религиозный долг. Учение Кальвина о предопределении заставляло его последователей постоянно беспокоиться о том, относятся ли они к избранным. Взаимоотношения Бога и человека определены предельно жестко – есть избранные и неизбранные, ничего изменить нельзя, но ведь можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо исполнять профессиональный долг и избегать наслаждений – и в совокупности это приведет к приращению богатства.
Опираясь на Ветхий Завет, Кальвин считал знаком избранности успех в делах, в том числе и материальный. Но христиане не должны были праздно наслаждаться нажитым богатством, напротив, они должны расширять дело, заниматься благотворительностью.
Такое отношение к жизни порождает дисциплинированность, предприимчивость, инициативность, стремление к успеху. Для рационального капиталиста деньги превращаются из цели в средство, главное для него – создание промышленного предприятия для выпуска новых товаров, создание новых рабочих мест, совершенствование средств труда.
Кроме того, считается, что протестантизм заложил основы современного общества потребления с его обожествлением материальных ценностей и непрерывной жаждой удовлетворения материальных потребностей. По Максу Веберу, безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того его «духу». Капитализм может быть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию. Капитализм безусловно тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности. И таковым он должен быть. Ибо в рамках капиталистической системы хозяйств предприятие, не ориентированное на рентабельность, неминуемо осуждено на гибель [8, с. 47].
Таким образом, важнейшим последствием Реформации является смена феодальных экономических отношений на капиталистические. Стремление к экономии, развитию промышленности, отказу от дорогостоящих развлечений (в том числе и сокращение расходов на богослужения) способствовали накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии традиционно католические государства.
Манихейство и последствия этого учения.
Оно было широко распространено некогда на Востоке и Западе, скрытно существовало в различных видах. Появилась эта ересь в Месопотамии, основатель считается Сураик, сын Фатака. Его собственное имя сохранилось у христианских писателей в иск ...
Повествование об оправдании. Введение
«Оправдание» - одно из ключевых понятий для апостола Павла. Глагол dikaioo ("оправдывать") встречается у него четырнадцать раз, а существительное dikaiosyne ("праведность") - пятьдесят два. Все эти термины сосредоточен ...
Принятие христианства на Руси. 1 попытка.
В 860 году был предпринят поход на Византию, однако он окончился неудачей. Русский флот, состоявший из однодеревок, был разбит бурей, и лишь остатки его вернулись на родину. Несомненно, поражение у Константинополя сказалось весьма отрицат ...