Добрые и злые силы природы.Страница 1
К древнейшим обычаям, уходящим в далёкое языческое прошлое, можно также отнести стремление прасмолян к перевоплощению в животных и птиц с тем, чтобы перенять их силу, ловкость и выносливость, что широко отразилось в сказках Смоленского края.
Первый период язычества был особенно продолжительным у всех славянских народов. Только постепенно они поднимались всё выше и выше по ступенькам сознания. Очистительные реки, озёра, облюбованные ими для поклонения, звери и птицы, которым они приносили жертвы, со временем превращались в их сознании в мифологические существа, персонифицировались в кумиров, олицетворявших добрые и злые силы природы. Свои новые божества человек творил по своему образцу и подобию. Так появился Ярило – божество, с именем которого связывалось обновление жизни весной, существо, дающее животворную силу и энергию всей фауне и флоре. Ярин упоминается на Смоленщине в ряде заговоров. Если соотнести название этого божества с современными понятиями, то ему созвучны «ярость», «яростный».
Это понятие вошло в древнерусские имена: Ярослав, Яромир, Ярополк; отсюда название весенних посевов - «яровые»; слово «яриный» имеет у нас значение - «голубой», а зелёный цвет – цвет радости и надежды; синий цвет - цвет яровых; хорошие овсы всегда синие; в основе овсеня лежит культ зерна, весны, жизни.
С Ярилы в древние времена смоляне начинали свой год. Ранней весной, когда всё в мире, они представляли Ярило в образе румяного юноши, мчащегося на белом коне в белоснежных одеждах. Он являлся в их мир дважды году – в раннюю и позднюю весну. Во втором случае он представлялся уже не безбашным юношей, которому всё по плечу, а убогим стариком, которого хоронили со всеми почестями.
Бога весны и обновления Ярило сменял Купала – бог лета, со своими многочисленными помощницами – русалками. В самый продолжительный день, 23 июня, смоляне устраивали гулянья в чес этого божества: обливали друг друга водой, а вечером зажигали костры. Молодёжь попарно прыгала через огонь. Здесь, безусловно, было что – то от прежних обрядов, пришедших из глубоких времён язычества, когда вода и огонь были очистительными атрибутами веры.
Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастливее.
Костры устраивали за селением, или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колёса, поджигали их и спускали с пригорков.
«Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, - писал один из этнографов 19 века, - и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина».
В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину, чтобы уберечь её от мора.
В купальских кострах матери сжигали снятые с хворавших детей сорочки, чтобы с одеждой сгорели и самые болезни.
Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ним и выкрикивал ( или пели, выкрикивали все хором):
Гори , гори ясно
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги – дон, диги – дон
Убегай скорее вон!
При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперёд, а водящий пытается догнать. « Если кого поймает , то становится с пойманным в последние пары, а кто отделился от своей пары становиться впереди гореть ( водить ); если же горевший никого не поймал, то снова становится гореть».
При этой игре пелись разные припевки, в каждой местности свои.
Вот некоторые из них:
Гори, гори жарко Жена на кобылке Погляди – ка вверх -
Едет Захарка, Дети на тележках Там несётся пест!
Санкха
Раковина моллюска. Применяется в качестве сосуда, использующегося в приношениях, и как символ Вишны — одного из индуистских богов. Название его раковины — Паичаджняпа, так как она была сделана из тела демона Панчаджана. Она издает пронзит ...
Предание смерти божественного властителя
Человек сотворил богов по образу и подобию своему и наделил их своими качествами и свойствами, в том числе и смертностью. Примеров смертных богов насчитывается множество.
Например, в начале нашей эры путешественникам, посетившим остров К ...
Евхаристия и
агапы
Из историко-литургических тем вопрос агап и их взаимоотношений с евхаристическим богослужением раннего христианства возбудил немалую полемику. Литература этого вопроса достаточно обширна, и в ней были высказаны взгляды полярно противополо ...