М.Лютер и развитие Реформации. Умеренный характер лютеранстваСтраница 1
Началом Реформации послужило выступление немецкого профессора богословия Виттенбергского университета, монаха Ордена августинцев Мартина Лютера (1483 – 1546), который 31 октября 1517 года прибил к дверям Замковой церкви свои «95 тезисов». Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся папой римским всем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики собора св. Петра в Риме. Доминиканские монахи путешествовали по Германии, предлагая полное отпущение грехов и освобождение от мук в чистилище тем, кто, раскаявшись и исповедав грехи, внес плату в соответствие со своими доходами. Также можно было приобрести и особые индульгенции, отпускавшие грехи душ, уже находившихся в чистилище.
Лютер объявил продажу индульгенций кощунством, провозгласив, что отпущение грехов можно получить только при непосредственном общении с Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «спасения души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. При этом он отверг посредников и пышную атрибутику католической церкви – иконы, алтари, коленопреклонение, осенение крестным знаменем и т.д. Лютер понимал Церковь не как иерархию, а как сообщество верующих в Иисуса Христа, среди которых «Евангелие проповедуется во всей его чистоте и истинно исполняются таинства» – крещение и Евхаристия [4, с.305]. И хотя Лютер отверг учение о пресуществлении, он проповедовал реальное присутствие Христа в Евхаристии.
В делах совести христианин, по мнению немецкого богослова, подчиняется лишь Богу, а гарантами внешней, телесной свободы являются светские власти.
Первоначально католическая церковь не выказала особой озабоченности выступлением Лютера, однако он продолжал распространять свои идеи, заручившись поддержкой Фридриха, курфюрста Саксонского. Выразив поддержку Яну Гусу и недоверие церковному сбору, Лютер обрек себя на разрыв отношений с церковью. Следующим шагом стало публичное сожжение 10 декабря 1520 года папской буллы, в которой осуждались взгляды Лютера. Император Карл V вызвал немецкого богослова на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов, однако на второй день Лютер объявил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона, начались первые репрессии против его сторонников. В 1521 году Мартин Лютер был отлучен от церкви.
Курфюрст Саксонский, покровитель Лютера, тайно поместил его в отдаленный замок Вартбург, где теоретик Реформации занялся переводом Библии на немецкий язык. Когда император Карл V потребовал от князей Империи преследовать ересь Лютера и восстановить в своих землях католическое богослужение, 5 князей и представители 14 городов заявили протест, утверждая, что в вопросах совести невозможно подчиняться решению большинства. Их, а позднее и всех сторонников Реформации, стали называть протестантами.
В отсутствие Лютера в Виттенберге развернулось бюргерское движение во главе с Андреасом Карлштадтом и Габриэлем Цвиллингом, вылившееся в погром католических храмов. Таким образом, идея «духовного мятежа» (мирного пути Реформации) не получила широкой поддержки среди населения. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном подняли восстание с целью возвышения рыцарства, провозгласив себя последователями Реформации.
Таким образом, стремления Мартина Лютера осуществить Реформацию мирным путем потерпели крах. Конфликт католиков и протестантов привел к войне в Германии, итогом которой стало заключение Аугсбургского религиозного мира в 1555 году, наделившего князей правом определять религию своих поданных по принципу: «чья власть, того и вера». Этот мир был непродолжительным: длинный ряд религиозных войн закончился лишь в 1648 году Вестфальским миром. Реформу Церкви на лютеранских началах провели монархи Скандинавских стран, став главами реформированных Церквей.
Лютеранские церкви иногда называют евангелическими, а также Церквями Аугсбургского исповедания (исповедание, ставшее первым официальным вероучительным документом лютеранства, было принято в 1530 году). В лютеранстве сохраняет силу принцип свободы личного толкования Писания, но на практике при рассмотрении конкретных вопросов вероучения большое значение имеет авторитет университетских богословов и предшествующий опыт лютеранских Церквей. Обряд конфирмации (обычно проводящийся в возрасте 14 – 16 лет) не рассматривается как таинство. Пасторы избираются общиной. Что касается богослужения, оно сохранило многие внешние атрибуты католичества, в том числе использование свечей, особое облачение духовенства; разрешена церковная живопись [5, c. 350].
Специфика протестантизма, как одного из направлений христианства
Протестантизм — одно из трех наряду с католицизмом и православием главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных происхождением с Реформацией — широким антика ...
История русского монастыря
Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Митрополит Илларион был первым посвященным в этот сан (1051 г.). Вспоминая близкое к нему время водворения христианства при Владимире Святом, писал в одном из своих сочинений, что уже т ...
Методика выбора модели
Какая же из этих пяти моделей или гипотез о природе Божественного откровения наиболее точно отражает библейские факты? Нет сомнения, что существует преемственность между Ветхим и Новым Заветами. Ветхозаветные верующие устремляли свои взор ...